Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Францевой Аниты Сергеевны (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13713-ЭП/22 от 24.05.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку обуви (извещение N 0372200080821000171),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку обуви (извещение N 0372200080821000171) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 238 770,50 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.01.2022 N 0372200080821000171-3 победителем Аукциона признана
ИП Францева А.С., предложившая цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 63,5 %.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Францевой А.С. заключен государственный контракт N 56-02/2022 от 07.02.2022 на сумму 817 151,55 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
9.2.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.2.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.2.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.2.4. в случае невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.03.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Францевой А.С.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку обуви (далее - Товар) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 4.2 Контракта).
Срок поставки истек 01.03.2022, Товар Участником поставлен не был, в связи с чем в адрес Участника было направлено требование осуществить поставку Товара в срок до 21.03.2022. Однако, по состоянию на 22.03.2022 Товар Участником поставлен не был.
Из информационного письма от 15.03.2022, направленного в адрес Заказчика, усматривалось, что Участник не может осуществить поставку Товара по причине невозможности исполнения обязательств контрагентами на фоне военной операции от 24.02.2022.
На основании вышеизложенного, в связи с неисполнением Участником своих обязательств по Контракту Заказчик, руководствуясь ч. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2.1 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.03.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 25.03.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по адресу электронной почты Участника, а также по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Францевой А.С. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.05.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, ввиду следующих обстоятельств.
Согласно п. 10.1 Контракта, Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредвиденными обстоятельствами.
Пункт 10.2 Контракта устанавливает, что в рамках исполнения Контракта чрезвычайными и непредвиденными для Сторон обстоятельствами являются: землетрясения; наводнения; пожары, при условии отсутствия в них вины Стороны Контракта; войны и военные действия; иные обстоятельства, наступление или прекращение которых не обусловлено волей Сторон и препятствующих исполнению или надлежащему исполнению обязательств Сторон по Контракту.
При этом согласно п. 10.3 Контракта, о наступлении для Стороны по Контракту обстоятельств непреодолимой силы данная Сторона обязана незамедлительно в письменной форме уведомить другую Сторону любыми доступными средствами связи, при условии подтверждения, что уведомление исходит от Стороны по Контракту, а также представить необходимые доказательства невозможности исполнения или надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
В связи с военной операцией Российской Федерации, проводимой на Украине, а также нестабильной финансовой ситуацией, обвалом курса рубля, приостановлением деятельности на территории Российской Федерации большого количества поставщиков как зарубежного рынка, так и отечественного, поставка обуви ИП Францевой А.С. стала невозможной. Поставщики, с которыми ИП Францева А.С. намеревалась сотрудничать и у которых при нормальных условиях гражданского оборота закупить товары в целях исполнения заключенного с Заказчиком Контракта, были не способны поставить данные товары. Опираясь на крайне невыгодные и сложные финансовые условия и обстоятельства, ИП Францева А.С. была вынуждена обратиться к Заказчику с письмом о том, что исполнение Контракта в данных условиях стало невозможным, ссылаясь на указанные выше обстоятельства. Данное действие ИП Францевой А.С. было продиктовано также позицией Правительства РФ, которое 3 марта 2022 года внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект N 80712-8 о внесении изменений в различные нормативные акты, регулирующие социально-экономическую сферу, в том числе контрактную систему осуществления закупок, предусматривающие послабления для российских поставщиков по государственным контрактам. Каковым (послаблением) в данном конкретном случае, по мнению представителя Участника, следует считать указанные выше условия нестабильности финансовой ситуации и рынка в Российской Федерации.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Францевой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил достаточных доказательств добросовестного поведения при исполнении Контракта.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ИП Францевой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Францевой Аниты Сергеевны, ИНН: 632134830034, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Францевой Аниты Сергеевны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.05.22 |
25.05.22 |
24.05.22 |
0 |
24.05.22 |
31.05.22 |
30.05.22 |
0 |
02.06.22 |
02.06.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2022 г. N РНП-78-616/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022