Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик):;
ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская N 1" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13772-ЭП/22 от 24.05.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектной и рабочей документации на очистку от донных отложений Саперного пруда водоподводящей системы фонтанов г. Петергофа (извещение N 0172200001622000031) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.05.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001622000031.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 159 199,60 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок, ограничивающего участие в закупке.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.28. Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 26. Положения Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "4 4._Порядок_рассмотрения_и_оценки_заявок_Саперный.docx" к извещению о проведении закупки показателем критерия "квалификация участников закупки" является, в том числе, "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В вышеуказанном документе Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
"По детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" принимаются к оценке договора на выполнение работ по разработке проектной документации по расчистке водных объектов от донных отложений.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ по разработке проектной документации по расчистке водных объектов от донных отложений:
- исполненный участником закупки договор (исполненные договора) на выполнение работ по разработке проектной документации по расчистке водных объектов от донных отложений, с приложением дополнительных соглашений и изменений по таким договорам (при наличии);
- акт (акты) выполненных работ, составленный при исполнении участником закупки договора на выполнение работ по разработке проектной документации по расчистке водных объектов от донных отложений. Последний акт выполненных работ по договору на выполнение работ по разработке проектной документации по расчистке водных объектов от донных отложений должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются гражданско-правовые договора, исполненные участником закупки на выполнение работ по разработке проектной документации по расчистке водных объектов от донных отложений, с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом".
Предметом закупки является выполнение работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектной и рабочей документации на очистку от донных отложений Саперного пруда водоподводящей системы фонтанов г. Петергофа.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что вышеуказанный порядок оценки не ограничивает круг участников. Так, на заседании Комиссии УФАС им представлена ссылка согласно которой на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено более 1 300 закупок на разработку проектной документации на расчистку водных объектов.
Указанный критерий оценки выбран Заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика, направленных на надлежащее исполнение контракта.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе не приведены доказательства, свидетельствующие о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
В указанных обстоятельствах, у Комиссии УФАС нет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская N1 необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2022 г. N 44-1579/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022