Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<_.>, заместителя председателя Комиссии,
<_.>, члена Комиссии,
<_.>, члена Комиссии,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ФКУ "СЗОУМТС МВД России" по доверенности N СЗ/Д-8 от 11.01.2022 <_.>, в отсутствие представителей ООО "Ренессанс-Мед", надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Северо-Западное ОУМТС МВД России" (далее - Единая комиссия, Заказчик) при проведении ФКУ "СЗОУМТС МВД России" электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети в рамках Государственного оборонного заказа в целях ГПВ (номер извещения 0372100047322000019) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 25.05.2022 N 13897-ЭП/22) на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком Аукциона.
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчик был обязан установить одну из 5 действующих КТРУ, имеющихся в каталоге товаров. Также Заявитель считает, что Заказчик не имел права устанавливать иные характеристики к закупаемому товару, описание товара должно содержать только характеристику КТРУ.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, указал, что при проведении Аукциона не допущено нарушений действующего законодательства.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.02.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 958 150,00 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 17.02.2022;
4) дата проведения электронного аукциона - 17.02.2022.
Согласно извещению о проведении Аукциона закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с протоколом от 17.02.2022 N ИЭА1 на участие в аукционе подана 1 (одна) заявка, аукцион признан несостоявшимся.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Наименованию и описанию объекта закупки, к товарам применен код 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети".
Заслушав позицию Заказчика, изучив имеющиеся доказательства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу приходит к следующим выводам.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Указанные ограничения определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 06.12.2021) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878).
В случае, если заказчик устанавливает в извещении о закупке ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств по Постановлению Правительства РФ N 878, следовательно, в описании объекта закупки необходимо использовать исключительно те характеристики оборудования, которые установлены в позиции КТРУ.
В свою очередь, если ограничение допуска радиоэлектронной продукции из иностранных государств по Постановлению Правительства РФ N 878 не устанавливается, следовательно, заказчик вправе установить дополнительные характеристики (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные), которые в позиции КТРУ отсутствуют, обосновав при этом необходимость использования указанных дополнительных характеристик в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что извещение N 0372100047322000019 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) содержит ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 878.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Части II "Описание объекта закупки" электронного аукциона установлены требования к закупаемому товару, где его наименование указано как "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети": обоснование использования характеристик - КТРУ: 26.60.12.132-00000033.
Закупаемое заказчиком медицинское оборудование отнесено к коду ОКПД2 - 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования" включено в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пп. "б" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
На основании пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пункту 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.
Код по позиции КТРУ 26.60.12.132-00000033 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" подлежит обязательному применению с 02.11.2020 г; дата окончания применения позиции - бессрочно.
Таким образом, ввиду того, что дата опубликования извещения о проведении настоящей закупки позже даты введения в действие указанного КТРУ, в описание объекта закупки заказчиком должны были быть включены только те характеристики товара, которые содержаться в описании КТРУ 26.60.12.132-00000033, поскольку обязательность применения данной информации предусмотрена пунктом 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заказчиком при описании объекта закупки были включены дополнительные характеристики закупаемого товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ 26.60.12.132-00000033, что нарушает положения части 6 статьи 23, часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "Ренессанс-Мед".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия (бездействие) заказчика Федерального казенного учреждения "Северо-Западное ОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона поставка медицинского оборудования (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) (извещение N 0372100047322000019) - обоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Северо-Западное ОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием) (извещение N 0372100047322000019) нарушившим части 6 статьи 23, часть 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 мая 2022 г. N 078/06/106-676/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022