Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от ООО "Уралмедснаб 18" - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Уралмедснаб 18" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300143122000026 "Поставка медицинского оборудования для оснащения врачебной амбулатории с. Манычское, врачебной амбулатории с. Киевка, врачебной амбулатории с. Апанасенковское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" в 2022 году" (далее - Закупка).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Действия Заказчика соответствуют нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44 ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145).
П. 4 Правил N 145 установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
12.05.2022 г. Заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0321300143122000026 на поставку медицинского оборудования для оснащения врачебной амбулатории с. Манычское, врачебной амбулатории с. Киевка, врачебной амбулатории с. Апанасенковское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" в 2022 году" (далее - Извещение).
Согласно Извещению, Заказчику требуется, в том числе "Автоматический дефибриллятор" с кодом ОКПД2 - 32.50.50.190. В свою очередь, Комиссией установлено, что техническое описание позиции "Автоматический дефибриллятор" свидетельствует о его соответствии иному коду ОКПД2, а именно 26.60.13.190. Следует отметить, что в КТРУ, согласно этому коду, содержится несколько действующих позиций.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Также, Заказчиком нарушены положения ч. 2 ст. 42, ч. 1, 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, выраженные в следующем.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
П. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком при техническом описании позиции 3 "Автоматический дефибриллятор" установлены двусмысленные требования, а именно:
- Режим работы: ручной асинхронный
Вышеупомянутая характеристика противоречит самому наименованию позиции, а именно: автоматический дефибриллятор.
По мнению подателя жалобы, в случае если дефибриллятор будет иметь требуемую Заказчиком характеристику "Монофазный демпфированный синусоидальный импульс", он не будет соответствовать совокупности остальных установленных характеристик.
В свою очередь, согласно письменным объяснениям Заказчика, им была допущена техническая ошибка.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 2 ст. 42, ч. 1, 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Помимо вышеуказанного, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ было установлено следующее.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, следующую информацию:
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно Извещению Заказчику требуется следующий список позиций:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции по КТРУ |
Анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками |
32.50.50.190 |
Металлический медицинский ростомер |
32.50.50.190 |
Электрокардиограф портативный 3/6-канальный |
32.50.50.190 |
Светильник медицинский передвижной |
32.50.50.190 |
Щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный |
32.50.50.190 |
Аппарат для измерения артериального давления |
32.50.50.190 |
Фонендоскоп |
32.50.50.190 |
Тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года |
32.50.50.190 |
Весы для новорожденных |
32.50.50.190 |
Холодильник для лекарственных препаратов |
32.50.50.190 |
Кресло гинекологическое |
32.50.50.190 |
Стетоскоп акушерский |
32.50.50.190 |
Тонометр внутриглазного давления |
32.50.50.190 |
Бактерицидный облучатель Рециркулятор |
32.50.50.190 |
Автоматический дефибриллятор |
32.50.50.190 |
Спирометр портативный |
32.50.50.190 |
Пульсоксиметр портативный |
32.50.50.190 |
Дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) |
32.50.50.190 |
Ингалятор кислородный, с баллоном |
32.50.50.190 |
Весы напольные для взрослых |
32.50.50.190 |
Стерилизатор электрический |
32.50.50.190 |
Комплект шин транспортных иммобилизационных складных |
32.50.50.190 |
Установлено, что такие позиции как "Бактерицидный облучатель Рециркулятор" и "Холодильник для лекарственных препаратов" включены в Перечень постановления N 878, однако в Извещении Заказчиком не установлены ограничения допуска товаров, согласно Постановлению N 878, что является нарушением ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Кроме этого, техническое описание позиции "Тонометр внутриглазного давления" свидетельствует о его соответствии иному коду ОКПД2, а именно 26.60.12, также включенному в Перечень Постановления N 878.
П. 7 Постановления N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Как было установлено ранее, позиции "Бактерицидный облучатель Рециркулятор", "Холодильник для лекарственных препаратов", "Тонометр внутриглазного давления" входят в Перечень Постановления N 878, в свою очередь такие позиции как "Стетоскоп акушерский", "Весы для новорожденных" не входят в него, таким образом, вышеупомянутые позиции не могу быть предметом одного лота.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения требований п. 7 Постановления N 878.
По позиции "Кресло гинекологическое" Заказчиком установлены следующие требования:
- "Гинекологическое кресло с постоянной высотой и механической регулировкой спинки и сидения должно быть предназначено для пациентов при оказании медицинской помощи в гинекологии, урологии и проктологии.
Используется как для проведения осмотров и обследований, так и для лечебных процедур и хирургических вмешательств.
Каркасы, рамы и консоль кресла должны быть выполнены из стальных труб и стального листа.
Основание из стальных труб прямоугольного сечения, на регулируемых опорах.
Опоры для рук (пара) полукруглые, должны быть выполнены из стальной трубы.
Откидная ступенька - наличие.
Покрытие всех металлических деталей должно быть выполнено экологически чистой эпоксидной полимерно-порошковой краской, устойчивой к ударам, сколам и регулярной обработке всеми видами медицинских моющих и дезинфицирующих растворов.
Опоры для ног по Геппелю (пара) подколенные съемные - из нержавеющей стали, должны быть обиты винилискожей с поролоновой прослойкой, имеют регулировку по высоте и направлению винтовыми фиксаторами.
Обивка полумягкая - винилискожа с поролоновой прослойкой.
Съемный гинекологический лоток из нержавеющей стали должен иметь круглую форму и быть установлен в выдвигающуюся рамку под сиденьем.
Регулировка угла наклона секций "Спина" и "Таз" должна осуществляться механизмами растомат.
Длина: не менее 1250 мм
Ширина: не менее 830 мм
Высота: не более 1700 мм"
Следует отметить, что в КТРУ, согласно примененному коду ОКПД2, содержится несколько действующих позиций, однако характеристики, установленные Заказчиком, свидетельствуют о том, что ни одна из позиций не была применена Заказчиком. Например, позиция КТРУ 32.50.50.190-00002257 содержит обязательную для применения характеристику "Грузоподъемность", не установленную Заказчиком, что нарушает требования п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил N 145.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 42, ч. 1, 2 ст. 33, ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Постановления N 878, п. 4 Правил N 145.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уралмедснаб 18" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300143122000026 "Поставка медицинского оборудования для оснащения врачебной амбулатории с. Манычское, врачебной амбулатории с. Киевка, врачебной амбулатории с. Апанасенковское Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" в 2022 году" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п. 5, 15 ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 42, ч. 1, 2 ст. 33, ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Постановления N 878, п. 4 Правил N 145, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
И. Г. Лыков
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 мая 2022 г. N 026/06/42-913/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022