Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (далее заказчик) о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "Система" (далее Общество, поставщик) в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на прочую закупку товаров, работ и услуг (поставка бумаги для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (извещение N 0828100000421000002) в открытом заседании в присутствии представителей заказчика ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" _. (доверенность от 23.05.2022 NД-6/55), _. (доверенность от 23.05.2022 NД-6/54); представителя ООО "Система" _. (доверенность от 01.2022 б/н).
24.05.2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 25.05.2022.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "Система" в виду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона на прочую закупку товаров, работ и услуг (поставка бумаги для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" (извещение N 0828100000421000002).
Из обращения заказчика установлено, что 15.03.2021 между ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" и ООО "Система" был заключен государственный контракт N0828100000421000002 на поставку бумаги (далее контракт).
Согласно условиям контракта (п.3.1 раздела III контракта)- поставка товара производится согласно заявкам заказчика. Срок поставки товара: 10 рабочих дней с момента получения поставщиком заявки заказчика, но не ранее 17.01.2022.
Заказчиком 03.03.2022 N 6/410 направлена заявка на поставку товара.
04.03.2022 N60 от Общества получен ответ, в котором ООО "Система" сообщает, о затруднении исполнения указанной заявки.
10.03.2022 заказчиком получено письмо N72 от ООО "Система" об отказе от исполнения Контракта, со ссылкой на причину- возникновение форс-мажорных обстоятельств.
23.03.2022 N6/589 со стороны заказчика была направлена повторная заявка на поставку бумаги.\31.03.2022 N172 поставщик повторно отказался от исполнения обязательств по контракту.
Поскольку ООО "Система" свои обязательства по контракту не исполнило, Заказчик, в соответствии с ч.9 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок 21.04.2022 принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги.
21.04.2022 информации о принятом решении размещена в Единой информационной системе (далее ЕИС).
21.04.2022 указанное решение направлено заказным, электронным письмом по адресам ООО "Система", указанным в контракте.
17.05.2022 контракт на поставку бумаги расторгнут.
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик просит включить информацию об ООО "Система" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Система" по существу обращения пояснил следующее.
15.03.2021 г. между ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" и ООО "СИСТЕМА" заключен Государственный контракт N0828100000421000002 на поставку офисной бумаги.
Цена Контракта согласно п. 2.1 составляет 4 375 241,47 руб. (четыре миллиона триста семьдесят пять тысяч двести сорок один рубль 47 копеек)
Цена за пачку бумаги согласно приложению N 1 - 230 руб. 55 коп.
На территории Российской Федерации находятся два производителя форматной бумаги по ГОСТ Р 57641-2017, которые производят 100% продукции: АО "Монди СЛПК" и НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус".
Завод АО "Монди СЛПК" находится в г. Сыктывкар, компания-собственник находится в Европе (Австрия, Великобритания).
Заводы НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" находятся в Ленинградской обл. и Архангельской обл., организация-собственник - в США.
Предприятия на два месяца прекращали отгрузки бумажной продукции дистрибьюторам. Причиной является отсутствие необходимых в производстве импортных химикатов, а именно прекращение сотрудничества с финской компанией химической промышленности Kemira.
Химикаты не доставляются по причине наложенных на Российскую Федерацию санкций со стороны стран-экспортеров.
Ввиду сложившейся экономической ситуацией произошло существенное повышение рыночной стоимости товара в феврале-апреле 2022 года более чем на 100 %.
При определении начальной (максимальной) цены контракта заказчик применил метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
На момент подачи заявки поставщиков для участия в аукционе и в период исполнения обязательств по контракту до февраля 2022 рыночная стоимость поставляемого товара соответствовала ценам в контракте.
Существенное повышение стоимости товара ни одна из сторон при заключении контракта не могла предусмотреть.
Данное обстоятельство - независящее от сторон, влекущее невозможность исполнения контракта на заключенных условиях.
На основании вышеизложенного Заказчику неоднократно было предложено изменить цену и количество поставляемого товара в рамках цены контракта или расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии с п. 10.2 контракта.
Заказчик проигнорировал данные предложения.
На счету компании имеется множество исполненных государственных и муниципальных контрактов. Имеются действующие контракты, контракты в стадии заключения, а так же заключенные контракты со сроком исполнения 2023 год.
На основании вышеизложенного ООО "система" просит отказать заказчику в удовлетворении указанного требования.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
15.03.2021 г. между ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" и ООО "СИСТЕМА" заключен Государственный контракт N0828100000421000002 на поставку офисной бумаги.
Цена Контракта - 4 375 241,47 руб.
По имеющейся у заказчика информации и документов 21.04.2022 ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" принимает решение об отказе от исполнения контракта на прочую закупку товаров, работ и услуг (поставка бумаги для нужд ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области").
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
21.04.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.04.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
21.04.2022 отправлено по адресу электронной почты.
21.04.2022 отправлено заказным письмом с уведомлением.
06.05.2022 дата надлежащего уведомления поставщика
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.05.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Рассмотрев имеющиеся документы и оценив материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС установила, что сроки предусмотренные статьей 95 Закона о контрактной системе заказчиком были соблюдены, следовательно, заказчиком исполнен порядок одностороннего отказа от исполнения договора.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России, представитель Общества пояснил, что нарушение взятых на себя обязательства по поставке бумаги произошло вследствие непредвиденных обстоятельств (ввиду сложившейся экономической ситуацией).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установленные по делу, пояснения сторон, руководствуясь нормами права, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что оснований для удовлетворения требований ФКУ "ЦхиСО УМВД России по Владимирской области" о включении сведений в отношении ООО "Система" отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Владимирской области" о включении информации в отношении ООО "Система" (ИНН 7720643181 КПП 772001001, адрес - 111399, г. Москва, ул. Металлургов, д.60А, строение 1, комната 3) в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 мая 2022 г. N РНП 33-1727
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022