Резолютивная часть оглашена
30.05.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ТД "Гермес" (далее - Заявитель) на действия ГКУ СО "Самарафармация" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку многоцелевой цифровой ультразвуковой диагностической системы (извещение N 0142200001322010757, начальная (максимальная) цена контракта - 12 350 370,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ТД "Гермес" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителя заказчиком при описании объекта закупки не был использован соответствующий объекту закупки код позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в извещение электронного аукциона включены дополнительные характеристики, не предусмотренные кодом КТРУ.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 3 Правил N 145 определено, что Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4 Правил N145 предусмотрено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217)
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил N 145 предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Установлено, что согласно извещению электронного аукциона N 0142200001322010757 закупке подлежит Многоцелевая цифровая ультразвуковая диагностическая система, код позиции ОКПД2, установленный Заказчиком - 26.60.12.132 Аппараты ультразвукового сканирования.
Заказчик в пункте 32 извещения о проведении электронного аукциона установил ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заявитель считает, что описание объекта закупки Заказчика, свидетельствует о включении закупаемого товара в КТРУ с позицией 26.60.12.132-00000034 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (обязательное применение с 14.04.2022 г.).
Позиции КТРУ 26.60.12.132-00000034 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, соответствует код ОКПД2 - 26.60.12.132 Аппараты ультразвукового сканирования, а также код Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам 260250 Система ультразвуковой визуализации универсальная.
В соответствии с описанием медицинских изделий, соответствующих данному коду, к нему относится: Стационарный или передвижной (например, на колесах) комплект изделий, разработанных для сбора, отображения и анализа ультразвуковых изображений во время целого ряда экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур ультразвуковой визуализации (эндосонографии или эндоскопии) (например, для ультразвуковой визуализации во время кардиологических, родовспомогательных и гинекологических, эндоскопических процедур, исследований молочной железы, простаты, сосудов, хирургии внутренних нарушений). Состоит из работающего от сети (сети переменного тока) блока для обработки данных с интегрированным программным обеспечением и монитором. Обычно представляет собой мобильное устройство, которое может поддерживать целый ряд датчиков и систем программного обеспечения; могут быть включены ультразвуковые датчики.
В описании товара по коду 26.60.12.132-00000034 установлены следующие характеристики:
Изображение (характеристика не является обязательной для применения) - Модуль передачи данных в DICOM; неважно, Переменная частота кадров, Режим текущего отображения/стоп-кадра;
Исследования (характеристика не является обязательной для применения) - Акушерство, Брюшная полость и малые органы, Гинекология, Исследование костно-мышечных тканей, Кардиология, Офтальмология, Педиатрия и неонатология, Поверхностно расположенные органы, Сосуды, Транскраниальные, Урология;
Количество портов для подключения датчиков (характеристика является обязательной для применения) - 3 Штука;
Конструктивное исполнение (характеристика не является обязательной для применения) - Консоль, Моноблок, Неважно;
Регистрирующее устройство (характеристика не является обязательной для применения) - Неважно, Цифровой фотопринтер для печати документарных копий;
Регулировка мощности акустического излучения (характеристика является обязательной для применения) - Да, Нет;
Регулировка усиления принимаемого сигнала (характеристика является обязательной для применения) - Да, Нет;
Режим (характеристика не является обязательной для применения) - В-режим, Второй (тканевой) гармоники (ТН), Высокой частоты повторения импульсов излучения (HPRF), Имульсно-волновой допплер (PW), Количественный анализ тканевого допплера, Контрастное усиление, М-режим, Многолучевой прием, Направленный энергетический допплер, Непрерывно (постоянно)-волной допплер, Псевдоконвексное сканирование в В-режиме, Стрессэхокардиография, Триплексный режим в реальном времени, Фонокардиография, Цветной допплер (CFM), Энергетический допплер (PD);
Референтный сигнал (характеристика не является обязательной для применения) - Дыхание, Импульс, неважно, Фонокардиограмма, Частота сердечных сокращений, Электрокардиограмма;
Тип датчика (характеристика не является обязательной для применения) - 3D/4D, Внутриполостной, Допплеровский / карандашный, Катетерный / игольчатый/ внутрисосудистый, Конвексный, Лапароскопический / роботический , Линейный, Микроконвексный , Секторный фазированый, Трансэзофагеальный / чреспищеводный, Эндоскопический;
Эластография (характеристика не является обязательной для применения) - Компрессионная эластография, Сдвиговая эластография.
В техническом задании аукционной документации, в частности требуется: количество портов для подключения УЗ датчиков, шт; запись кадров и кинопетель в формате DICOM; Ангиология, Кардиология, Транскраниальные исследования; Абдоминальные исследования, Поверхностно расположенные органы и структуры, Костно-мышечная система, Гинекология, Акушерство, Урология, Педиатрия, Неонатология; Конструктивное исполнение; Система регистрации и архивации изображений; регулировка мощности акустического излучения с отображением значений на экране монитора; Регулировка усиления принимаемого сигнала с отображением значений на экране монитора; В-режим, Высокой частоты повторения импульсов излучения (HPRF), Имульсно-волновой допплер (PW), Контрастное усиление, М-режим, Многолучевой прием, Псевдоконвексное сканирование в В- режиме, Триплексный режим в реальном времени; Частота сердечных сокращений; Конвексный, Микроконвексный внутриполостной датчик, Линейный датчик; Специализированная программа для оценки эластичности тканей методом компрессионной соноэластографии.
Таким образом, в Каталоге товаров, работ, услуг имеется позиция, которая соответствует предмету закупки и содержит соответствующие технические и функциональные характеристики по обязательным параметрам, а также по ряду необязательных параметров, которые используются Заказчиком при описании объекта закупки.
Кроме того, при наличии в КТРУ товаров в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном ПП 878, при описании объекта закупки Заказчик не вправе указывать в извещении дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную КТРУ.
Также в соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письмо Минфина России от 136.02.2020 N 24-03-07/9746 в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, то описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Включение данных характеристик необоснованно ограничило возможность подать заявку Заявителю.
Таким образом, учитывая, что объект закупки включен в позиции КТРУ, а также учитывая установление заказчиком ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления N878, то заказчик при описании объекта закупки был обязан включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ, что напрямую установлено Постановлением N 145.
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что Заказчиком в нарушение пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением N145, не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Торговый дом "Гермес" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 июня 2022 г. N 204-14952-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022