Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Администрации Юго-Камского сельского поселения (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Институт МосводоканалНИИпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию систем водоснабжения муниципальных образований Пермского края (изв. N 0156300049520000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300049520000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию систем водоснабжения муниципальных образований Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта - 56 268 616,38 руб.
Заслушав представителей Подрядчика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.03.2021 г. между Заказчиком и АО "Институт МосводоканалНИИпроект" заключен контракт N 0156300049520000001 на выполнение проектно-изыскательских работ на реконструкцию систем водоснабжения муниципальных образований Пермского края на сумму 10 479 563,40 руб. (далее - Контракт).
Однако, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 05.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.2. Результатом выполненных работ является проектно-сметная документация, разработанная по этапам проектно-изыскательских работ (ИИР), проектная документация (П) и рабочая документация (Р): Разработанная в соответствии с требованиям Градостроительного кодекса РФ, требованиям Постановления правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.3. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту). По согласованию с Заказчиком работы могут быть выполнены досрочно.
1.5. Место выполнения работ: В соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ, без вмешательства оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата);
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Принять на себя обязательства, предусмотренные п. 1.1 Контракта в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом;
4.4.2. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом, в целях своевременного направления документации на государственную экспертизу, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.3. Предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика;
4.4.4. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.4.5. В случае изменения реквизитов расчетного счета, Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента соответствующего изменения направить в адрес Заказчика подписанный со своей стороны проект дополнительного соглашения к контракту об изменении банковских реквизитов, подписанный со стороны Подрядчика. В случае неисполнения обязанности по уведомлению об изменении реквизитов расчетного счета, Подрядчик самостоятельно несет все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на расчетный счет, указанный в контракте.
4.4.6. Устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
4.4.7. При разработке проектной документации предусмотреть использование строительных материалов, конструкций и оборудования, имеющих сертификаты, подтверждающие их безопасность и соответствие техническим и экологическим требованиям, а также функциональные параметры и характеристики немонтируемого оборудования.
4.4.8. В срок не более одного рабочего дня известить Заказчика при обнаружении им:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
- иных независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
При выявлении данных обстоятельств Подрядчик до получения от Заказчика соответствующего указания обязан приостановить выполнение работ. Подрядчик, не предупредивший (не своевременно предупредивший) Заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, и (или) продолживший работу, не вправе при предъявлении к нему или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства;
4.4.9. Обеспечивать возможность осуществления Заказчиком контроля и надзора за ходом выполнения работ, в том числе предоставить контактные данные на должностных лиц, входящих в состав рабочей группы проекта Подрядчика и привлеченных субподрядных организаций, а также незамедлительно информировать обо всех изменениях в составе лиц, ответственных за исполнение обязательств по настоящему Контракту со стороны Подрядчика с обязательным приложением оригиналов подтверждающих документов;
4.4.10. При выполнении инженерных изысканий применять средства измерений, прошедшие метрологическую поверку (калибровку)/ аттестацию. Применение нестандартного, уникального или инновационного оборудования должно быть обоснованно в согласованной Заказчиком программе инженерных изысканий;
4.4.11. В случае, если в период гарантийной срока обнаружатся недостатки (дефекты) работ, то Подрядчик обязан их устранить безвозмездно в порядке и сроки, указанные в настоящем контракте и приложениях к нему;
4.4.12. В срок не позднее 7 дней с момента заключения Контракта, назначить ответственное за производство работ лицо и направить соответствующую информацию Заказчику.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным Законом о контрактной системе.
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
8.4.3. Непредоставление Подрядчиком приказа о назначении ответственного лица от Подрядчика в установленный срок;
8.4.4. В случае просрочки Подрядчиком сроков сдачи результатов работ (в том числе промежуточных) более чем на 5 рабочих дней;
8.4.5. В иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
05.05.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и направлено посредством Почты России.
06.05.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
06.05.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в адрес Подрядчика посредством электронной почты.
06.05.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с получением Заказчиком по электронной почте письма с присвоением номера входящего.
17.05.2022 г. - дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 19.05.2022 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств АО "Институт МосводоканалНИИпроект" выразилось в том, что в нарушение п. 1.4 Контракта Подрядчик работы не выполнил.
Заказчик также пояснил, что согласно п.10 Технического задания (приложение N 1 к Контракту), что срок начала и окончания работ: с момента заключения контракта по 31.12.2021 г.
Кроме того, согласно п. 17 Технического задания по завершению работ Подрядчик передает Заказчику, в том числе, проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы в 4 (четырех) экземплярах на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронном виде в формате PDF и DWF на внешнем жестком диске, соответствующим требованиям, установленным приложением N1 к техническому заданию.
Вместе с тем, по состоянию на 04.05.2022 г. результат работ, соответствующий указанным условиям Контракта, Подрядчик в адрес Заказчика не представлен, положительное заключение государственной экспертизы не получено.
В отношении указанных положений решения Заказчика об одностороннем отказе Подрядчик пояснил следующее.
Подрядчик неоднократно направлял в адрес Заказчика запросы о предоставлении ему исходных данных, необходимых для выполнения работ и формирования томов проектно-сметной документации по Контракту для прохождения соответствующей государственной экспертизы (исх. N 2175/21 от 10.09.2021 г.; исх. 14671/21 от 15.06.2021 г.).
Вместе с тем, Заказчик исходные данные в полном объёме Подрядчику не предоставил.
17.06.2021 г. - Подрядчик приостановил работы и уведомил об этом Заказчика.
10.09.2021 г.- Подрядчик запросил исходные данные.
12.10.2021 г.- Заказчик уведомил Подрядчика о невозможности предоставления всего пакета исходных данных в связи с отсутствием материалов (письмо от 12.10.2021 г. N 1135), при этом планируемая дата предоставления исходных данных - 01.10.2022 г.
25.11.2021 г. - Заказчик был уведомлен об одностороннем отказе Подрядчика от исполнения Контракта в связи с бездействием Заказчика, повлекшим за собой невозможность завершения Подрядчиком работ в срок, предусмотренный Контрактом (исх. N 2774/21) оригинал отправлен по почте и лежал в месте вручения с 30.11.2021 г. получен Заказчиком - 13.01.2022 г.
В ответ на указанное письмо 29.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Общества письмо с предложением расторгнуть частично исполненный Контракт и подписать соответствующее соглашение, которое предусматривало оплату Подрядчику фактически выполненных им работ в размере 4 553 368,40 рублей (письмо исх. N 1299).
Таким образом, Заказчик своим письмо подтвердил получение решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение АО "Институт МосводоканалНИИпроект" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 10.12.2021 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Вместе с тем, Заказчиком данная информация не была опубликована в ЕИС в течение срока, установленного Законом о закупках.
Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 103 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
13.12.2021 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика подписанные со своей стороны экземпляры соглашения о расторжении вышеуказанного контракта и актов о приемке выполненных работ, а также соответствующие счет, счет-фактуру и накладную (исх. N 2871/21 от 09.12.2021 года). Согласно отчету об отслеживании почтового отправления N 10500566028380 вышеуказанные документы были получены Заказчиком - 28.12.2021 г.
Общество также пояснило, что Заказчик направлял письмо об отказе от заключения соглашения, условия которого были предложены самим Заказчиком, а письмо от 29.11.2021 г. N 1299, попросила считать отозванным (исх. N 75).
По состоянию на 08.02.2022 г. Заказчик, по мнению Общества, не устранил допущенные им нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Следовательно, решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым.
08.02.2022 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика претензионное письмо с требованием оплатить задолженность в размере 5 134 134,02 руб. в качестве возмещения ущерба (убытка), причинённого Подрядчику вследствие нарушения Заказчиком условий Контракта, послуживших основанием для принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (получено Заказчиком - 24.02.2022 г.)
Факты неоднократного уведомления Заказчика о необходимости предоставления исходных данных подтверждают добросовестность поведения Подрядчика, более того Заказчик сам подтвердил невозможность предоставления исходных данных и предложил Подрядчику расторгнуть договор, в последующем, без обоснования причин не подписал указанное соглашение, что явно свидетельствует о недобросовестном поведении самого Заказчика.
При этом Подрядчик учитывает длительность непредоставления исходных данных, и понимает, что все необходимые исходные данные отсутствуют у Заказчика и дальнейшее продолжение работ невозможно.
Комиссия отмечает, что Подрядчик также в адрес Заказчика направлял на согласование технологическую схему системы водоподготовки (письмо исх. N 2171/21 от 09.09.2021 г.), а также направлялся на согласование ситуационного плана в части реконструируемых водопроводов (письмо исх. N 1228/21 от 26.05.2021 г.).
Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии у Подрядчика намерений уклониться от исполнения взятых на себя обязательств.
Комиссия отмечает, что неисполнение Подрядчиком взятых на себя обязательств связано с отсутствием должного взаимодействия со стороны Заказчика.
Также Комиссия отмечает, что АО "Институт МосводоканалНИИпроект" с 2014 г. исполнило 9 Контрактов. Следовательно, АО "Институт МосводоканалНИИпроект" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об АО "Институт МосводоканалНИИпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об АО "Институт МосводоканалНИИпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 мая 2022 г. N РНП-59-243
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022