Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя - А.А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А.Кирилловой, начальника отдела, О.А.Чураковой, заместителя начальника отдела, рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - МБОУ "Кортузская средняя общеобразовательная школа" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт крыши спортзала в МБОУ "Ремонт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения" Кортузская средняя общеобразовательная школа". Виды работ: Ремонт туалетов, водопровода. канализации; Ремонт системы отопления.", размещенного на электронной площадке "Фабрикант" (далее - оператор электронной площадки), извещение 0319300284722000006, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения 0319300284722000006.
Существо жалобы: составление извещения о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Согласно доводу подателя жалобы, заказчик в извещении о проведении электронного аукциона не правомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки характеристик товаров, в том числе используемых при выполнении работ.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика, уполномоченным органом совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений".
Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки характеристик товаров, в том числе используемых при выполнении работ, а именно: "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (приложение N 1 к Извещению о проведении аукциона) в соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ; б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Также пунктами 4, 5 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено следующее: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендуемой заказчиком, информацию о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, соответствующих значениям, установленным Приложением N 1 к извещению о проведении аукциона (далее - извещение), а также товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
5. При подготовке заявки участник размещения заказа должен исходить из того, что он готовит свое предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в извещении после полного изучения содержания вышеназванного извещения и всех приложений к нему.
Характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала), используемого при выполнении работ по предмету аукциона. Требуется указать характеристики каждого вида товара (материала), применяемого при производстве работ в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению), нормативной и технической документации, входящих в состав извещения. Сведения предоставляются по показателям, установленным приложением N 1 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению) . Пункты приложения N 1 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению) полностью соответствуют смете в составе извещения и содержат исчерпывающие показатели и требования к предоставлению сведений о характеристиках товаров (материалов, конструкций, оборудования)".
Из приведенного выше следует, что участник закупки должен будет предоставить характеристики товаров в отношении используемых (применяемых) при выполнении работ товаров.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является "Ремонт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения" Кортузская средняя общеобразовательная школа". Виды работ: Ремонт туалетов, водопровода. канализации; Ремонт системы отопления".
Пунктом 6.3 проекта контракта предусмотрена поставка товара: "Подрядчик доставляет на Объект необходимые строительные товары и иные товары, используемые при выполнении работ по Контракту, оборудование, изделия, конструкции, строительную технику, материалы и иное имущество, а также осуществляет их разгрузку и складирование".
В рассматриваемом случае контракт носит смешанный характер, и включает в себя, как непосредственно поставку товаров, которые необходимы для выполнения работ, так и соответствующие работы, что в силу пункта 3 статьи 421 ГК РФ является допустимым.
В письме ФАС России от 25 июня 2020 г. N И А/20616/20 указано, что с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем, установлено, что заказчиком предусмотрены требования в том числе к таким товарам как: "Трубы стальные сварные водогазопроводные..."; "Трубы полиэтиленовые ПЭ63, SDR11"; "Фасонные и соединительные части к пвх-трубпроводам" и т.д. Тогда как поставка вышеуказанных товаров в рамках осуществления закупки и исполнения контракта не может быть предусмотрена, поскольку они являются средствами и материалами, обеспечивающими выполнение работ, и не будут приниматься к бухгалтерскому учету заказчика.
Соответственно Комиссия сделала вывод о том, что довод жалобы является обоснованным.
Кроме того Комиссия, проведя внеплановую проверку установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что позиций 14, 15, 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 указанной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке" (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений".
Комиссия установила, что начальная максимальная цена контракта составляет 7 004 985,00 руб. При этом в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Постановления N2571 ("Работы по текущему ремонту зданий, сооружений"), предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанное обстоятельство нарушает требования части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений требований части 2 статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
Члены Комиссии |
А.А.Кириллова |
|
О.А.Чуракова |
Чуракова О.А.
(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 мая 2022 г. N 024/06/105-1300/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022