Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель комиссии - А.А. Овчар, заместитель руководителя управления, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, Т.О. Аугустан ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа Индустрия" на действия заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-5753/22 "Поставка системы рентгеновской скрининговой для органов грудной клетки на строящийся объект: Поликлиника в мкр. "Северный" г. Красноярска" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО ЭТП ГПБ Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещение 0119200000122005017, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Группа Индустрия" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении закупки требованиям, установленным Федеральным закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органы, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 27.05.2022 года в 15 часов 10 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20. В связи необходимостью изучения дополнительной информации и сведений, Комиссией был объявлен в своей работе перерыв в рассмотрении жалобы до 30.05.2022 года, 17 часов 30 минут.
На заседаниях комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали представители заказчика, представитель уполномоченного органа и представитель подателя жалобы, должным образом подтвердившие свои полномочия и личности.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении закупки заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно:
- в описании объекта закупки присутствуют указания на марку товара и торговый знак оборудования;
- заказчиком при формировании извещения не использован код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару;
- несоответствие проектно-сметной документации извещению о проведении закупки.
В своих пояснениях представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, полагая, что извещение о проведении закупки соответствует законодательству о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-5753/22 "Поставка системы рентгеновской скрининговой для органов грудной клетки на строящийся объект: Поликлиника в мкр. "Северный" г.Красноярска".
Анализ положений извещения о проведении закупки также позволил Комиссии прийти к выводу, что объектом закупки является "поставка системы рентгеновской скрининговой для органов грудной клетки на строящийся объект: Поликлиника в мкр. "Северный" г. Красноярска".
В соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Проанализировав Описание объекта закупки на поставку системы рентгеновской скрининговой на строящийся объект, Комиссия установила, что описание объекта закупки изложено заказчиком в электронном документе, в разделе 2 "Требования, предъявляемые к объекту закупки", согласно которому, заказчик требует к поставке товар с указанием на наименование марки модели и торгового знака оборудования или его эквивалент:
N п/п |
ОКПД2/ КТРУ |
Наименование товара |
Марка, модель по ПСД |
Ед. изм. |
1 |
26.60.11.113 |
Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки |
ПроСкан-7000 ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ |
Штука |
Таким образом, Комиссия установила, что заказчиком в описании объекта закупки использовано указание на товарный знак, однако такое указание сопровождается словами "или эквивалент", что коррелируется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того анализ положений извещения позволил Комиссии установить, что товар, являющийся объектом закупки, закупается с целью комплектации строящегося объекта капитального строительства "Поликлиника в мкр. "Северный" г. Красноярска" на основании проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы.
Проанализировав извещение и приложенные к нему электронные документы, Комиссия установила, что проектная документация, в соответствии с которой реализуется строительство объекта капитального строительства "Поликлиника в мкр. "Северный" г. Красноярска" и подлежит поставке оборудование, являющееся объектом рассматриваемой закупки, содержит указание на необходимость использования конкретного оборудования - ПроСкан-7000.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Исходя из положений части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2008 N 87.
В проектной документации содержатся сведения в отношении объекта капитального строительства, описания принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, используемых товаров потребностям заказчика.
Ввиду изложенного, поскольку установка конкретного оборудования предусмотрена проектными решениями, то Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика, установившего в описании объекта закупки указание на товарный знак, предусмотренный проектными решениями.
Комиссия отмечает, что вышеуказанный вывод имеет свое отражение в практике Верховного суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 08.06.2021 N308-ЭС21-7447 по делу NА53-16284/2020, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2019 NФ04-5554/2019 по делу NА75-6572/2019.
Кроме того Комиссия отмечает, что поскольку объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, то поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров. При этом подателем жалобы не представлено доказательств, что он лишен такой возможности и что такой товар ограничен в обороте (например, производителем) и поставку такого товара могут осуществить только определенный круг лиц.
Комиссией по рассмотрению жалобы так же установлено, что в рамках обжалуемой закупки предложены товары различных производителей, в том числе, поскольку заказчик допустил возможность поставки эквивалентов.
Таким образом, Комиссия признает довод жалобы, касающийся указания на конкретную модель, необоснованным.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вышеуказанные отношения.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является система рентгеновской скрининговой для органов грудной клетки.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в описании объекта закупки применен только код ОКПД2 26.60.11.113 - Аппараты рентгенографические.
При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг в категории "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая" код позиции КТРУ 26.60.11.113-00000121. Данная позиция включает в себя еще 3 позиции, которые являются действующими, бессрочными и обязательными к применению с 23.12.2021 года:
26.60.11.113-00000123
26.60.11.113-00000122
26.60.11.113-00000121
Каждая из перечисленных позиций КТРУ содержит в себе по 4 характеристики, которые являются обязательными для применения.
Таким образом, заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать из вышеперечисленных позиций наиболее релевантную позицию и руководствоваться ее описанием.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил следует, что также уже было отмечено выше, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5,6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами, в том числе и при осуществлении закупок оборудования, предусмотренного проектной документацией.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N 878, при этом не использует имеющийся код позиции КТРУ и указывает дополнительные характеристики, которые не установлены в позиции КТРУ, соответствующей предмету закупки.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования, установленные статьей 42 Закона о контрактной системе, а также требования Правил N 145. Ввиду изложенного, довод жалобы, касающийся неиспользования позиции КТРУ, признается Комиссией обоснованным.
Кроме того, Комиссией установлено, что описание объекта закупки не в полной мере коррелируется с проектной документацией, на основании которой проводится рассматриваемая закупка. Как следует из пояснений заказчика, данные нарушения после проведения экспертизы были устранены, однако исправленный документ не был размещен в ЕИС.
Изложенное также нарушает требования, установленные статьей 42 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки, если рассматривать его системно, в том числе с положениями проектной документации, не отражает реальную потребность заказчика и вводит участников закупки в заблуждение. Ввиду изложенного, довод жалобы, касающийся несоответствия описания объекта закупки проектной документации, признается Комиссией обоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Группа Индустрия" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требование статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня выставления изменения извещения о закупке в ЕИС.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Т.О. Аугустан |
Исп. Аугустан Татьяна Олеговна, 8(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 мая 2022 г. N 024/06/105-1341/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022