Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя управления А.А. Овчара, членов Комиссии - главного специалиста - эксперта А.В. Меньшиковой, специалиста - эксперта Ю.А. Самоковской (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Савир" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бирилюсская районная больница" (далее-заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств", размещенного на электронной площадке РТС-Тендер (далее - оператор электронной площадки), извещение 0319300209922000052, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Савир" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 31.05.2022 посредством интернет-видеоконференции с участием представителя заказчика (на основании доверенности). Податель жалобы не обеспечил участие своего представителя в рассмотрении жалобы.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно:
- заказчик в описании товара указал конкретные характеристики, указал наименование модели и производителя, а также фирменные наименования, при этом не указал слово "эквивалент";
- заказчик не применил Правила описания объекта закупки, не использовав каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Правительством РФ N145 (далее - Правила N145).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Изучив извещение о проведении закупки, Комиссия установила, что в Требованиях, предъявляемых к объекту закупки, заказчик описал объект закупки путем указания конкретных характеристик товара, в том числе наименование дезинфицирующих средств, а именно: "ДП-2Т улучшенный", "Ника-Экстра М Профи", "Абсолюсепт 75", "DezaurumR", "Абсолюсейф люкс". Данные средства имеют аналоги от других производителей, что подтверждается пояснениями заказчика.
Таким образом, установив в описании объекта закупки наименование конкретного товара и товарные знаки, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку указание на производителя, товарный знак не сопровождается словом "или эквивалент".
Ввиду изложенного первый довод подателя жалобы является обоснованным.
Изучив извещение о проведении закупки, Комиссия также установила, что заказчиком в извещении в таблице "Объект закупки" указано: "Код позиции по КТРУ- 20.20.14.000".
Согласно пп. "б" пункта 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В пункте 5 Правил N145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Пунктом 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, согласно требованиям Правил использования KTPУ, Заказчик обязан обосновать необходимость использования дополнительных требований к потребительским свойствам товара с точки зрения целей приобретения данного товара в рамках законодательства о контрактной системе.
Код позиции КТРУ формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2). Исходя из информации, размещенной в ЕИС, каждая каталожная позиция имеет уникальный номер (код), состоящий из 13 разрядов. Первые 9 разрядов - персонифицированные данные товара (работы, услуги) на основе кода ОКПД2.
Из выше изложенного следует, что заказчик в таблице "Объект закупки" в качестве кода позиции по КТРУ указал код ОКПД2.
Закупаемые заказчиком дезинфицирующие средства включены в позицию КТРУ: 20.20.14.000-00000005. Данная позиция КТРУ обязательна к применению с 13.12.2020 г.
КТРУ 20.20.14.000-00000005 в извещение о закупке отсутствует. Кроме того, извещение и прилагаемые к нему электронные документы и информация не содержат обоснование необходимости использования дополнительных требований к потребительским свойствам товара. Не указав код КТРУ в извещении, Комиссия установила, что заказчик нарушил положения статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия не установила, что нарушения повлияли на определение поставщика, поскольку, из информации, полученной Комиссией, следует, что заявка ни одного из участников закупки, в том числе подателя жалобы, не была отклонена.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Савир" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Овчар
Члены Комиссии А.В. Меньшикова
Ю.А. Самоковская
Самоковская Юлия Александровна
(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2022 г. N 024/06/49-1369/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022