Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Строительно-монтажное управление "Прогресс" по доверенности от 15.04.2022 г.,
рассмотрев материалы внеплановой проверки N 043/06/99-373/2022,
У С Т А Н О В И Л А:
28.04.2022 года в Кировское УФАС России поступило обращение ООО строительно-монтажное управление "Прогресс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Архангельское территориальное управление администрации Немского муниципального округа Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки ГТО (извещение N 0340200003322003894).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при размещении извещения о проведении закупки, а именно:
1. На большую часть оборудования, которое требуется к поставке, установлены позиции КТРУ, следовательно, Заказчик обязан руководствоваться не ст.33 Закона о контрактной системе, а п. 4 Правил формирования и ведения КТРУ N145, в частности позиции 2 Технического задания соответствует КТРУ: 32.30.14.119-00000059; 26 Технического задания - КТРУ: 32.30.14.121-00000019; 4 Технического задания - КТРУ: 32.30.14.119-00000046; 23 Технического задания - КТРУ: 32.30.14.121-00000082;
2. Заказчиком установлены дополнительных характеристики закупаемого товара, однако, документация о закупке не содержит обоснование необходимости их применения, что противоречит Закону о контрактной системе и Правилам N 145;
3. Заказчик устанавливает требования с излишней детализацией, обязывая указывать не только характеристики поставляемого товара, но и материалов, используемых для его изготовления, что противоречит Закону о контрактной системе и объекту закупки. Закупка проводится среди поставщиков, а не изготовителей, следовательно, поставщик, не имея товар в наличии, не может заведомо знать, какой компонент тренажёра из какого материала сделан (данные сведения производители не публикуют). Без проведения испытаний невозможно узнать следующую информацию (подлокотники изготовлены из многослойной фанеры и полиуретана; сечение стальной трубы каркаса, мм - не менее 100х6; толщина стенки стальной трубы, мм - не менее 3; диаметр трубы, мм- от 70 до 76; толщина стенки трубы, мм- не менее 4; толщина ступеней, мм- от 20 до 40; диаметр прута, мм - не менее 30; сечение стального профиля подвижной рамы, мм - 120х80 или 120х60; толщина стенки стального профиля подвижной рамы, мм - не менее 3; толщина стенки трубы рукояток брусьев, мм - не менее 3; материал отбойника - пластикат или ПВХ; толщина подлокотников, мм - не менее 40; толщина резиновых накладок, мм - от 50 до 70);
4. Заказчик требует конкретизировать характеристики товара, которые невозможно конкретизировать, при этом в инструкции нет описания, как подобные требования можно конкретизировать (допускаемое отклонение по размерам 2%; каркас тренажера изготовлен из стальной трубы по ГОСТ 30245-2003; турник изготовлен из стального прута по ГОСТ 7417-75; на тренажере размещена информационная табличка с нанесенным QR кодом (коды быстрого реагирования) со ссылкой на видео с инструкцией по безопасности и с правилами выполнения упражнений на данном оборудовании; на тренажере размещена нестираемая полноцветная иллюстрированная инструкция в виде таблички с визуализацией выполнения упражнения и информацией о назначении тренажера с требованиями безопасности и предостережениями. QR-код считывается с расстояния не менее 1 м; на тренажер несмываемым способом нанесены заглавные буквы "Г", "Т", "О");
5. Заказчик обязывает закупать стандартную продукцию у одного заведомо определённого производителя, что является необоснованным ограничением и нарушает ст.33 Закона о контрактной системе, а также базовые принципы данного закона;
6. Заказчик в пунктах 20-26 Технического задания требует наличие на тренажере нанесение несмываемым способом букв "Г", "Т", "О". Символика ГТО является товарным знаком, который имеет определённого правообладателя, в связи с чем требовать поставить оборудование с товарным знаком исключает возможность поставки оборудования третьих лиц, с которыми не заключено лицензионного соглашения, а также тех, кто в процессе получения лицензии на использование символики ГТО.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначалось на 17.05.2022 г., откладывалось на 25.05.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Заказчик направил письменные пояснения, в которых указывает, что функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения установлены для достижения поставки качественного оборудования, в целях обеспечения безопасности использования оборудования при эксплуатации.
Представитель Заявителя при рассмотрении материалов внеплановой проверки поддержал доводы, указанные в обращении, просит признать в действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав доводы Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.04.2022 года в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки ГТО, в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 053 232,33 рублей.
1. Относительно довода о необоснованном неприменении Заказчиком позиций КТРУ, установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил, следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения Заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
По смыслу пункта 7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 N 19АП-266/2022 по делу N А48-9099/2021). Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что Заказчиком по позициям с 1 по 4 и с 7 по 26 Технического задания применен код ОКПД 32.30.14.119 - Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки.
В описании объекта закупки (Техническое задание), Заказчиком указаны конкретные наименования товара, но отсутствуют коды КТРУ по наименованиям закупаемого оборудования.
При этом Комиссия установила, что по закупаемому Заказчиком оборудованию присутствуют позиции в Каталоге товаров, работ и услуг, которые являются действующими, бессрочными и обязательными к применению.
Комиссией установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки по п. 2 Технического задания "Горизонтальная гимнастическая скамья, к которой прикреплены две раздвижные антивандальные измерительные линейки с диапазоном измерения от "+35" до "-10" см, для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье" были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ 32.30.14.119-00000059 "Скамья горизонтальная гимнастическая, к которой прикреплены измерительные линейки ("+" и "-") для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье" (количество измерительных линеек, длина, ширина, высота, материал каркаса, диапазон измерений измерительной линейки), так и не включенные в данный код КТРУ (вес всей конструкции, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием).
Аналогично при описании объекта закупки по п. 4 Технического задания "Помост для выполнения испытания "Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу" с платформой для фиксации результатов выполнения испытания" были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ 32.30.14.119-00000046 "Помост для выполнения испытания "Сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу" (высота, длина, ширина конструкции, наличие платформы для фиксации результатов выполнения), так и не включенные в данный код КТРУ (диаметр опорных столбов, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием).
При описании объекта закупки по п. 22 Технического задания "Уличный силовой тренажер для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом, с изменяемой нагрузкой" были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ 32.30.14.121-00000084 "Тренажер уличный "Подтягивание/отжимание с противовесом"" (длина, ширина, высота конструкции), так и не включенные в данный код КТРУ (сечение стальной трубы каркаса, толщина стенки стальной трубы, диаметр трубы, толщина стенки трубы, количество ступеней, толщина ступеней, размер ступеней, угол наклона спинки, диаметр прута, длина турника, сечение стального профиля подвижной рамы, толщина стенки стального профиля подвижной рамы, общая масса грузов, количество грузов, толщина стенки трубы рукояток брусьев, расстояние между рукоятками брусьев, материал отбойника, высота спинки, ширина спинки, толщина подлокотников, размер подлокотников, диаметр резиновых накладок, толщина резиновых накладок, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием).
При описании объекта закупки по п. 23 Технического задания "Уличный силовой тренажер для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом, с изменяемой нагрузкой" были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ 32.30.14.121-00000082 "Уличный тренажер "Степпер" (длина, ширина, высота конструкции, наличие анкерных болтов в комплекте), так и не включенные в данный код КТРУ (Сечение стальной трубы каркаса, толщина стенки стальной трубы, диаметр круглой трубы, диаметр круглой трубы, сечение стального профиля подвижной рамы, толщина стенки стального профиля подвижной рамы, количество грузов, общая масса грузов, расстояние между рычагами подвижной рамы, количество рукояток на подвижной раме, диаметр рукоятки, материал отбойника, диаметр резиновых накладок, толщина резиновых накладок, размер анкерных болтов, количество анкерных болтов, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием).
При описании объекта закупки по п. 26 Технического задания "Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры плечевого пояса с изменяемой нагрузкой из положения лежа" были использованы характеристики товара, как включенные в позицию КТРУ 32.30.14.121-00000019 "Тренажер силовой уличный Жим к груди"" (длина, ширина, высота конструкции), так и не включенные в данный код КТРУ (сечение стальной трубы каркаса, толщина стенки стальной трубы, диаметр трубы, толщина стенки трубы, сечение стального профиля подвижной рамы, толщина стенки стального профиля подвижной рамы, максимальный угол поворота подвижной части рамы, общая масса грузов, количество грузов, расстояние между рычагами подвижной рамы, количество рукояток на подвижной раме, диаметр рукоятки, горизонтальная скамья, толщина горизонтальной скамьи, материал отбойника, диаметр резиновых накладок, толщина резиновых накладок, размер анкерных болтов, количество анкерных болтов, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием).
Таким образом, заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать из перечня КТРУ наиболее релевантные позиции и руководствоваться их описанием по ассортименту закупаемого товара. Использование кода ОКПД2 вместо кода КТРУ свидетельствует о намерении Заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ.
При этом в силу частей 5, 6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Согласно пояснениям Заказчика описание товара и характеристики, приведенные в КТРУ не позволяют в полном объеме идентифицировать необходимый Заказчику товар однозначным образом, а так же определить соответствие товара, предлагаемого к поставке, в связи с чем Заказчиком принято решение об описании дополнительных характеристик данного товара, имеющих существенное значение для Заказчика, в том числе обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования для населения, обеспечение качества и долговечности поставляемого товара.
Таким образом, Заказчик не оспаривает соответствие указанных позиций КТРУ потребности Заказчика, однако, для однозначной идентификации закупаемого товара необходимы дополнительные характеристики.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что необходимые Заказчику позиции КТРУ не запрещают указывать дополнительные характеристики.
Таким образом, поскольку позиция закупаемого товара на момент проведения закупки имелась в КТРУ, Заказчиком при описании объекта закупки был неправомерно использован код ОКПД2, вместо кода КТРУ, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода об отсутствии обоснования установления дополнительных характеристик товара по позициям 5 и 6 Технического задания, установлено следующее.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Таким образом, обоснование установления дополнительных характеристик требуется в том случае, если соответствующей позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных предусмотрено описание товара, работы, услуги.
По позициям N 5 "Мишень на стойках круглая для выполнения испытания "Метание теннисного мяча в цель дистанция 6 м", диаметр отверстия 90 см" и N 6 "Мишень на стойках квадратная для тестирования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, габариты отверстия 1,5х 1,5 м" Технического задания Заказчиком указаны дополнительные характеристики, отсутствующие в КТРУ по позициям N 32.30.14.119-00000067 (глубина бетонирования, мм, диаметр цели, см, диаметр опорных столбов, мм, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием) и N 32.30.14.119-00000065 (Диаметр опорных столбов, мм, глубина бетонирования, мм, длина перекладин, мм, а также функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки в соответствии с Техническим заданием), однако, обоснование их указания в описании объекта закупки отсутствует.
Согласно пояснениям Заказчика, установление дополнительных характеристик обосновано требованиями к обеспечению безопасности эксплуатации товара, продлению срока пользования и сохранности продукции. Заказчик вправе детализировать объект закупки, устанавливая такие характеристики товара, которые будут иметь существенное значение при приемке товара в соответствии с условиями муниципального контракта.
Вместе с тем, согласно п. 6 Правил, в случае установления дополнительных характеристик, Заказчик обязан включить обоснование в описание товара, работы, услуги, которое в силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе является неотъемлемой частью извещения о проведении закупки, следовательно, обоснование должно быть включено в Техническое задание Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика по не установлению обоснования применения дополнительных характеристик товара нарушают ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Относительно довода о необоснованном установлении требований к характеристикам материалов, используемых для изготовления закупаемого товара, по п. 22 и 26 Технического задания, установлено следующее.
Как было отмечено выше в соответствии с частями 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 09.02.2017 года по делу N АКПИ16-1287, Закон не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2019 N Ф08-10657/2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.06.2018 N Ф05-7123/2018 по делу N А40-155099/2017, Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Заказчиком в пунктах 22 и 26 Технического задания установлены показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний и не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара, а именно следующие показатели по п. 22 Технического задания "подлокотники изготовлены из многослойной фанеры и полиуретана; сечение стальной трубы каркаса, мм - не менее 100х6; толщина стенки стальной трубы, мм - не менее 3; диаметр трубы, мм- от 70 до 76; толщина стенки трубы, мм- не менее 4; толщина ступеней, мм- от 20 до 40; диаметр прута, мм - не менее 30; сечение стального профиля подвижной рамы, мм - 120х80 или 120х60; толщина стенки стального профиля подвижной рамы, мм - не менее 3; толщина стенки трубы рукояток брусьев, мм - не менее 3; материал отбойника - пластикат или ПВХ; толщина подлокотников, мм - не менее 40; толщина резиновых накладок, мм - от 50 до 70" и следующие показатели по п. 26 Технического задания "сечение стальной трубы каркаса, мм не менее 100 х 60; толщина стенки стальной трубы, мм не менее 3; диаметр трубы, мм от 70 до 76; толщина стенки трубы, мм не менее 4; сечение стального профиля подвижной рамы, мм 120х80 или 120х60; толщина стенки стального профиля подвижной рамы, мм не менее 3; диаметр рукоятки, мм от 40 до 50; горизонтальная скамья изготовлена из бакелитовой фанеры с противоскользящей поверхностью или влагостойкой фанеры с противоскользящей поверхностью; толщина горизонтальной скамьи, мм не менее 25; материал отбойника пластикат или ПВХ; диаметр резиновых накладок, мм от 350 до 400; толщина резиновых накладок, мм от 50 до 70; размер анкерных болтов, мм М16х125 или М16х150; количество анкерных болтов, шт. не менее 15".
Заказчик, извещенный о времени и месте рассмотрения материалов внеплановой проверки явку представителя не обеспечил, не представил доказательства, опровергающие довод Заявителя о невозможности получения вышеуказанных характеристик товара иным образом, кроме как проведения испытания определенной партии товара после его производства.
В связи с изложенным установление в извещении указанных требований нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Относительно довода о необходимости конкретизации характеристик товара, установлено следующее.
В соответствии с требованиями Технического задания Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* и функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)**.
<*> Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
<**> Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
Спорные характеристики, которые отмечены в обращении Заявителя (допускаемое отклонение по размерам 2%; каркас тренажера изготовлен из стальной трубы по ГОСТ 30245-2003; турник изготовлен из стального прута по ГОСТ 7417-75; на тренажере размещена информационная табличка с нанесенным QR кодом (коды быстрого реагирования) со ссылкой на видео с инструкцией по безопасности и с правилами выполнения упражнений на данном оборудовании; на тренажере размещена нестираемая полноцветная иллюстрированная инструкция в виде таблички с визуализацией выполнения упражнения и информацией о назначении тренажера с требованиями безопасности и предостережениями. QR-код считывается с расстояния не менее 1 м; на тренажер несмываемым способом нанесены заглавные буквы "Г", "Т", "О") относятся к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара и их значениям, которые не подлежат изменению и при участии в закупке участниками не конкретизируются, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе.
5. Относительно довода об установлении характеристик товара под единственного производителя, установлено следующее.
Комиссией установлено, что Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2019 года N 752-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" установлен перечень подпрограммы "Обеспечение развития массового спорта" согласно которой планируется предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в 2020, 2022 и 2023 годах в целях создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, где возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Согласно представленной Заказчиком информации, при формировании закупки им было получено три коммерческих предложения, что отражает возможность участия в аукционе различных поставщиков, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2022 NИЭА1 на участие подано 8 заявок, которые соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и извещения о проведении закупки.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
6. Относительно довода о необоснованном установлении по п. 20-26 Технического задания товарного знака "ГТО", установлено следующее.
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что по закупке N 0340200003322003894 в отношении товара по п. 20-26 Технического задания указано требование о нанесении на тренажер несмываемым способом заглавных буквы "Г", "Т", "О".
При этом, ГТО - зарегистрированный товарный знак, имеет действующее свидетельство N 562324, правообладатель - Министерство спорта Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика, символика "ГТО" ("Готов к труду и обороне") устанавливается Заказчиком с целью повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан, повышения уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан.
Таким образом, Заказчик, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при использовании в описании объекта закупки указания на товарный знак ("ГТО"), не сопроводил такое указание словами "или эквивалент".
Согласно информации, размещенной в ЕИС 06.05.2022 г. между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен контракт N 0340200003322003894 на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки ГТО, в связи с чем предписание об устранении допущенного нарушения не выдается.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Архангельского территориального управления администрации Немского муниципального округа Кировской области нарушения ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки ГТО (извещение N 0340200003322003894).
2. Предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 мая 2022 г. N 043/06/99-373/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022