Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - руководителя Дагестанского УФАС России
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Микаилова М.М.- Зам. Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Альфа" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "КИЗЛЯРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам РД электронного аукциона N 0103200008422001306 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
16.05.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
06.05.2022 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 299 666,67 рублей.
1, 2. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не применен код КТРУ.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям части 5 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что при описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Заказчиком не были установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Предметом закупки N0103200008422001306 от 06.05.2022 является "Система ультразвуковой визуализации сердечнососудистой системы", а именно "Комплект работающих от сети (сети переменного тока) изделий, разработанных для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии). Включает систему программного обеспечения, которая поддерживает целый ряд статистических исследований и специфических кардиологических исследований в режиме реального времени для диагностирования анатомических дефектов сердца, определения характеристик потока крови и функциональных/анатомических проблем, ассоциированных с инфарктом миокарда. Генерирует ультразвуковые импульсы, направляет их в область воздействия, определяет ультразвуковое эхо и обрабатывает полученную информацию для вывода на дисплей статистических или динамических двух- или трехмерных (3-D) изображений.", которому соответствует код позиции КТРУ: 26.60.12.132-00000011.
Характеристики, указанные в позициях КТРУ "универсальных систем ультразвуковой визуализации с питанием от сети" 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 не дают Заказчику возможности в необходимом и достаточном объеме описать те требования к объекту закупки, которые основаны на потребностях Заказчика и разработаны в целях обеспечения качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности и выполнения государственных функций, а именно для оказания медицинской помощи населению.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не содержит данных об основных технических характеристиках аппарата ультразвукового сканирования, таких, как частота максимальная кадров (быстродействие) системы, количество цифровых процессинговых каналов, полный диапазон рабочих частот системы, максимальные скорости в различных режимах сканирования. Данные параметры непосредственно отражают функциональные возможности и критически влияют на качество изображения. Таким образом, согласно этим КТРУ может быть поставлена совершенно любая ультразвуковая система, не позволяющая качественную диагностику сердечнососудистой системы, удовлетворяющая лишь немногочисленным базовым требованиям.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не специфицируют тип конструкционного исполнения сканера - передвижной или переносной, что идет вразрез с ГОСТ 56327-2014 п.5.2, где указаны следующие варианты конструктивного исполнения - "передвижные", "переносные". Так, например, если Заказчику требуется именно стационарная передвижная ультразвуковая система, то по этим КТРУ возможно поставить переносное оборудование, уступающее по возможностям полноценным стационарным сканерам.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не предъявляет требований к ультразвуковым датчикам, тогда как, технические характеристики каждого датчика являются основополагающими параметрами визуализации: диапазон рабочих частот, радиус кривизны поверхности датчика, количество элементов, глубина проникновения, продольная и поперечная разрешающая способности. Спецификация данных параметров для каждого датчика обязательна с клинической точки зрения. Например, при отсутствии поддержки низких частот на датчиках будет невозможно обследовать глубоко расположенные структуры, при ограничениях в верхних частотах снизится пространственная разрешающая способность метода, малый размер рабочей поверхности линейного датчика уменьшает выводимую на экран зону и затрудняет исследование, а большой размер рабочей поверхности секторного датчика препятствует доступу в межреберные промежутки. Монокристальная технология изготовления конвексного и сектороного датчиков, существенно повышает качество ультразвукового изображения.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не учитывает возможности программного обеспечения современных ультразвуковых систем для расширения возможностей базовых режимов сканирования. Для выполнения качественной диагностики сердечно-сосудисиой системы заказчику необходимы пакеты специализированных программ: для отображения кровотока с высоким временным и пространственным разрешением, специальный режим для повышения качества визуализации структур сердца (требуется при осмотре пациентов с плохим акустическим окном), определенные параметры обработки данных исследований сердца (определение смещений стенок камер сердца по УЗ изображениям, зарегистрированным в режиме тканевого доплера, определение по тканево-доплеровским изображениям деформаций, скоростей и ускорений деформаций продольных волокон миокарда, построение графиков деформаций в выбранных областях интереса, времен достижений их пиков, смещения и скорости движения миокарда, различных индексов, полуавтоматическое оконтуривание ЛЖ в B-режиме и автоматический расчет ФВ, эти опции необходимы для оценки сократительной функции миокарда) и сосудов (полуавтоматическое измерение толщины комплекса интима медиа сонных артерий, времясберегающая технологияя, снижающая операторозависимую ошибку) и другие клинически важные свойства, предусмотренные ГОСТ Р 56327-2014 "Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок", отсутствие которых может привести к поставке не соответствующего потребностям заказчика товара, и оказанию некачественной медицинской помощи, а также к неэффективности осуществления закупки, что нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в связи с чем описание объекта закупки осуществляется в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
В КТРУ 26.60.12.132-00000033 не приведены необходимые режимы сканирования (пространственный компаундинг для лучшей дифференцировки тканей и повышения качества изображения, анатомический М-режим, цветной анатомический М-режим, огибающий анатомический М-режим для проведения измерений в эхокадиографии) и особенности формирования изображения (частотное компаундирование, динамическая фильтрация по глубине сканирования, псевдоокрашивание полутонового изображения, обеспечивающие повышение качества УЗ-изображения), отсутствуют измеряемые параметры в основных режимах. Эти пункты предусмотрены ГОСТ Р 56327-2014 "Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок". Их отсутствие может привести к поставке не соответствующего потребностям заказчика товара, и оказанию некачественной медицинской помощи, а также к неэффективности осуществления закупки, что нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в связи с чем описание объекта закупки осуществляется в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в Аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, указание в составе поставки входит микроконвексного внутриполосного датчика увеличивает стоимость оборудования, что в свою очередь приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств
По смыслу ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен определить требования к товару в соответствии с его потребностями. Таким образом, в зависимости от своих потребностей Заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), государственным стандартам, с учетом специфики закупаемого товара. При этом, Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Заказчик пояснил, что внутриполостной датчик применяется для исследования не только в области акушерства, гинекологии и урологии, он необходим для обследования органов малого таза, включая сосудистые исследования. По своей форме внутриполостной датчик является микроконвексным датчиком, характеризующимся более широким частотным диапазоном, чем основной конвексный датчик, и меньшим радиусом, что позволяет его применение в тех клинических ситуациях, когда необходим микроковекс без расходования дополнительных средств на приобретение дополнительно микроконвексного датчика.
Эластография сдвиговой волны - неинвазивный метод ультразвуковой диагностики, позволяющий путем генерации и анализа сдвиговых волн количественно измерить эластичность ткани и таким образом выявить патологию. Технология широко применяется в диагностике очень многих заболеваний. Эластография глубоких образований (эластография сдвиговой волны) в том числе используется для оценки атеросклеротических бляшек сосудов шеи с применением конвексного и/или линейного датчика (https://cardiovascularultrasound.biomedcentral.com/articles/10.1186/1476 -7120-12-49, http://vidar.ru/Article.asp?fid=USFD_2013_5_115).
Касательно, "Возможности дооснащения пакетом стресс-эхокардиографии" и "Возможности дооснащения технологией полуавтоматического определения толщины комплекса интима-медиа по выделенной области интереса с программой анализа точности измерения". Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Довод о необходимости обоснования использования параметров, отсутствующих или несоответствующих ГОСТ Р 56327-2014: в силу Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2091-ст "Об утверждении национального стандарта", ГОСТ Р 56327-2014 утвержден для добровольного применения. Поскольку рассматриваемый ГОСТ не является обязательным, у Заказчика отсутствует обязанность обосновывать свое решение о необходимости применения иных показателей.
Таким образом, довод жалобы Заявителя необоснован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
М.М. Микаилов
А.Ш. Магомедов
Магомедов А.Ш.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 23 мая 2022 г. N 005/06/106-941/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022