Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "СПК Атриум" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Беслан, ул.Гагарина, д.28, лит."А", пом.1) на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пл.Штыба, д.2) при проведении электронного аукциона N0310300026222000083 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Армянской, ул.Куйбышева и пер.Петровскому (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26 апреля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СПК Атриум" на действия ВМКУ "Дорожный фонд" РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- в Техническом задании (далее - ТЗ) требуются к поставке товары, не предусмотренные локальными сметными расчетами, а именно камни бортовые для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей.
- в ТЗ Заказчиком установлено: длина камней не менее 1000 мм, тип бетона камней должен быть мелкозернистый\тяжелый, справочная масса не более 0,38 т.
По мнению Заявителя, данным требованиям могут одновременно отвечать только два типа камней, поставляемых совместно - требуются камни длиной 1000 мм и 3000 мм. Так как камни длиной 1000 мм не могут быть изготовлены из тяжелого бетона, а Заказчик недвусмысленно потребовал, чтобы в поставке были как камни из тяжелого, так и камни из мелкозернистого бетона. При этом Заказчиком не указано, сколько камней какой длины должно быть использовано, но согласно локальному сметному расчету, должны быть установлены камни БР 100.30.15, которые имеют длину 1000 мм. Учитывая, что сметой и извещением предусмотрено 326 камней, к поставке при выполнении работ требуются только камни длинной 1000 мм, использование камней длиной 3000 мм никак невозможно, поскольку это повлечет необходимость пересчета локального сметного расчета в части количества камней и объема выполняемых работ. А Законом о контрактной системе подобные изменения локального сметного расчета не предусмотрено.
Аналогичная ситуация с камнями, использование которых предусмотрено согласно п. 46 и 51 локальной сметы.
- описание объекта закупки содержит ряд противоречий. Так для товара 1 камни бортовые установлены следующие требования: класс бетона по прочности на сжатие не менее B30. Категория лицевой/нелицевых бетонной поверхности не более А7. Трещины на поверхности камней не допускаются. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5* шт. на 1 м2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.
Помимо этого, установлены следующие противоречивые требования: следует применять и другие материалы - золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592-91 и ГОСТ 25818-2017, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633-2015.
Могут быть применены и другие материалы - золы-унос и\или шлаки и\или золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592-91 и ГОСТ 25818-91, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633-2012.
Таким образом, в одной фразе является обязательным применение всех перечисленных материалов, а далее по тексту подрядчик может как использовать все перечисленные добавки, так и применять отдельные их них либо вообще их не использовать.
- Заказчиком ненадлежащим образом разработана инструкция. Так, в описании объекта закупки присутствуют случаи, когда взаимоисключающие значения перечислены через символ "/" и союз "или".
Трактовка символа "/" в прямом виде вообще не предусмотрена инструкцией, а значит применяется положение о том, что показатель, сопровождающийся данным символом, является неизменным. То есть если значения перечислены через данный символ, должны остаться неизменными оба значения.
С другой стороны, инструкцией предусмотрено, что в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ";", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз
Заказчиком заявлен показатель: Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент / портландцемент с минеральными добавками до 5% включительно (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки 400, 500, 550 или 600, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение).
Не ясно, какими правилами руководствоваться участнику: то ли трактовать, что Заказчику требуется и бездобавочный портландцемент, и портландцемент с минеральными добавками до 5% или единственная альтернатива обоим видам цемента - портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий (указание на который идет после слова "или"). То ли между портландцементом с минеральными добавками до 5% и портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий необходимо осуществить выбор, а бездобавочный портландцемент оставить как неизменное значение.
Кроме того, Заказчик требует: Марка цемента 300-600, обозначение цемента: ПЦ-Д0; ПЦ-Д5. Массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе должна быть не менее 1,0 но не более 4,0, % по массе*.
При этом согласно таблице 3 ГОСТ 10178-85:
Значение ПЦ-Д0 и ПЦ-Д5 перечислены через точку с запятой, а значит необходимо выбрать только одно из значений, что противоречит ранее приведенным требованиям в любой их трактовке, так как бездобавочный портландцемент заказчику требуется, и имеет маркировку ПЦ-Д0. В то же самое время заказчику требуется и портладцемент с добавками, а значит убрать значение ПЦ-Д5 также из заявки не получится.
Кроме того, Заказчик некорректно устанавливает требования к массовой доле ангидрида серной кислоты: согласно инструкции показатель, который сопровождается словами "должен быть" является неизменным, а оставить его неизменным нельзя, так как для цемента с марками 300, 400, 500 значение показателя по ГОСТ "не менее 1,5 не более 3,5", а для цемента с марками 550, 600 значение "не менее 1,5 не более 4". Заказчиком же как неизменное значение заявлено: не менее 1,0 но не более 4,0, % по массе, что не соответствует ни одной марке цемента.
Также Заказчиком в ТЗ установлено: пластифицирующие-воздухововлекающие (мылонафт \ асидол по ГОСТ 13302 в объеме не менее 0,02*% от массы цемента; кремнийорганические жидкости ГКЖ-10 \ ГКЖ-11 по ТУ 6-02-696 и др.) в объеме до 0,2*% от массы цемента в пересчете на сухое вещество\.Газообразующие (гидрофобизирующая жидкость 136-41 (б. ГКЖ-94) по ГОСТ 10834 и др.) в объеме 0,1*% от массы цемента.\Разжижитель (С-3 - по ТУ 6-36-0204229-625) в объеме 0,3 - 0,7*% от массы цемента в пересчете на сухое вещество.
Таким образом, типы добавок разделены между собой символом "\" и точкой одновременно. С одной стороны, символ "\" означает необходимость выбора, то есть участнику надлежит указать на наличие либо пластифицирующих-воздухововлекающих добавок, либо газообразующих добавок, либо разжижителя. С другой стороны, виды добавок разделены также точкой, а совместное применение символа "\" и точки в инструкции не обозначено и, следовательно, это показатели являются показателями, не подлежащими изменению.
- Заказчиком в ТЗ установлены требования о соответствии поставляемых товаров ГОСТами, некоторые из которых в настоящее время отменены и не действуют, например ГОСТ 10178-85, ГОСТ 25592-91, ГОСТ 25818-91, ГОСТ 26633-2012.
Не согласившись с доводами жалобы ВМКУ "Дорожный фонд" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 апреля 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Администрацией местного самоуправления г.Владикавказ, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310300026222000083 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Армянской, ул.Куйбышева и пер.Петровскому (далее - Извещение), в том числе сметы и техническое задание.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно сметным расчетам, размещенным в составе Извещения о проведении Аукциона, в ходе исполнения контракта, помимо прочего, исполнителю необходимо поставить камни бортовые БР 100.30.15 (согласно ГОСТу 6665-91 для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов) в количестве 326 штук, камни бортовые БР 100.20.8 (согласно ГОСТу 6665-91 для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов) в количестве 77 штук.
При этом в ТЗ, помимо прочего, Заказчиком установлено, что при выполнении работ также необходимо поставить камни бортовые с назначением - для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей.
Однако, в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, ни ТЗ, ни сметы, не содержат указание на количество камней бортовых для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей, которое необходимо поставить при выполнении закупаемых работ.
Таким образом, действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пункта 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в ТЗ Заказчиком установлено, что при выполнении закупаемых работ, помимо прочего, необходимо поставить камни бортовые изготавливаемые из бетона, в описании характеристик которых указано, что для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент/портландцемент с минеральными добавками до 5% включительно (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки 400, 500, 550 или 600, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение). Портландцемент должен соответствовать ГОСТ 10178-85.
Вместе с тем, с 01.01.2022 действие ГОСТа 10178-85 прекращено.
При этом, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе, Извещение о проведении Аукциона не содержит обоснования необходимости соответствия Портландцемента, применяемого для изготовления камней бортовых ГОСТу 10178-85, который на момент публикации Извещения в ЕИС окончил свое действие.
Также в ТЗ Заказчиком установлено требование о соответствии поставляемых товаров иным недействующим ГОСТам, таким как: ГОСТ 25592-91, ГОСТ 25818-91, ГОСТ 26633-2012.
Таким образом, действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что Извещение о проведении Аукциона содержит Инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе.
При этом Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит конкретных требований к форме и содержанию инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не предоставил, в связи с чем оставшиеся доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СПК Атриум" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310300026222000083 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Армянской, ул.Куйбышева и пер.Петровскому.
2. Признать ВМКУ "Дорожный фонд" нарушившим требования пункта 6 части 1 статьи 42 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА86-05/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 мая 2022 г. N А86-05/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022