Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (Самарская область, г.Тольятти, Приморский бульвар, д.2 "б", оф.5) на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пл.Штыба, д.2) при проведении электронного аукциона N0310300026222000064 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Гончарова (от ул.Митькина до ул.Ген.Плиева), по ул.Ч.Баева (от ул.В.Абаева до ул.Г.Газданова) и по ул.Длинно-Долинской (от ул.Комунаров до ул.Камбердиева) в пос.Южном (электронный аукцион N0310300026221000064, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26 апреля 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия ВМКУ "Дорожный фонд" РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку содержит требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в Аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии), а также наименования страны происхождения товаров, в то время как объектом рассматриваемого Аукциона являются работы, для выполнения которых используется товар, а не поставка товара.
Также, по мнению Заявителя, Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, так как по ряду позиций Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлены показатели характеристик требуемых к поставке товаров, значения которых становятся известными только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя влечет за собой ограничение конкуренции в рамках рассматриваемой закупки.
Кроме того в своей жалобе Заявитель указал, что в Извещении о проведении Аукциона и в Аукционной документации Заказчиком неправомерно не применены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878.
Не согласившись с доводами жалобы ВМКУ "Дорожный фонд" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 18 апреля 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Администрацией местного самоуправления г.Владикавказ, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310300026222000064 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Гончарова (от ул.Митькина до ул.Ген.Плиева), по ул.Ч.Баева (от ул.В.Абаева до ул.Г.Газданова) и по ул.Длинно-Долинской (от ул.Комунаров до ул.Камбердиева) в пос.Южном (в редакции N3 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе сметы и техническое задание.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено, что в ходе выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого Аукциона, необходимо поставить такие товары, как камни бортовые и люки.
При этом Заказчиком в ТЗ указано, что все товары, упомянутые в настоящих требованиях, поставляются заказчику как отдельный объект, с последующей приемкой в течение 5-ти рабочих дней.
Кроме того, в пункте 5.2 проекта контракта Заказчиком установлено, что при приемке работ составляется акт приемки товаров (материалов), оформляемый в виде приложения к акту выполненных работ по форме N КС-2.
То есть фактически в ТЗ Заказчиком перечислены товары с описанием требуемых технических характеристик, поставляемые в ходе выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого Аукциона.
Подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
При этом, пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Аналогичные требования к составу заявки на участие в Аукционе установлены Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о соответствии Извещения о проведении Аукциона требованиям статьи 43 Закона о контрактной системе в части установления требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Как указано выше, Заказчиком в ТЗ указаны товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ с указанием требуемых характеристик этих товаров, такие как:
- камни бортовые, в описании требуемых характеристик которых Заказчиком в том числе установлено: справочная масса не более 0,38 т. Значение нормируемой отпускной прочности бетона должно быть 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года и /или в холодный период года и 70% - в теплый период года. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:6*. Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473-2010 с применением воздухововлекающих добавок. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть 4- 5%*. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент/портландцемент с минеральными добавками до 5% включительно (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки 400, 500, 550 или 600, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение). Портландцемент должен соответствовать ГОСТ 10178-85. Массовая доля активных минеральных добавок в бездобавочном портландцементе \ портландцементе с минеральными добавками 0-5%*. Предел прочности цемента при изгибе, сжатии в возрасте 28 сут. требуется не менее 4,4 МПа*. Массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе должна быть не менее 1,0 но не более 4,0, % по массе*, и так далее;
- люки, в описании требуемых характеристик которых Заказчиком в том числе установлено: нагрузка номинальная не менее 250 кН, допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2* мм, на внутренней поверхности крышек люков допускаются шлаковые включения, занимающие не более 10* % общей площади поверхности, на поверхности отливок допускаются раковины диаметром не более 10* мм и глубиной не более 3* мм. занимающие не более 5* % поверхности отливок и так далее.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что:
- случай, когда значение показателя сопровождается символом "*" или фразой "допускается указание диапазонного значения показателя" - допускается указание диапазонного значения показателя, вне зависимости от слов и символов, сопровождающих значение показателя;
- товары и материалы, предлагаемые к поставке при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов при этом характеристики товаров могут быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
Также Инструкцией установлено, что в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.
То есть, Инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к поставке при выполнении работ товара.
Следовательно, участнику закупки не требуется конкретизировать показатели, в случае если у него отсутствует информация об их значении, либо проводить испытания для определения их значений, а в случаях, прямо не описанных в Инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке на участие в Аукционе.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, не предоставил.
Таким образом, довод Заявителя признан Комиссией необоснованным.
3. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 Закона о контрактной системе.
Так, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, указанных в Приложениях N1 и N2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В жалобе Заявитель указал, что ТЗ содержит товар, который содержатся в Приложении N1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н, а именно люки чугунные (ОКПД2 25.11.23.119)
Вместе с тем, согласно положениям Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н указанные ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, распространяются на закупки, предусматривающие исключительно поставку товара.
При этом объектом рассматриваемой закупки является комплекс работ по ремонту дорожного покрытия, при выполнении которых поставляется товар, а не поставка товара.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в ТЗ Заказчиком установлено, что при выполнении закупаемых работ, помимо прочего, необходимо поставить камни бортовые изготавливаемые из бетона, в описании характеристик которых указано, что для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент/портландцемент с минеральными добавками до 5% включительно (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки 400, 500, 550 или 600, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение). Портландцемент должен соответствовать ГОСТ 10178-85.
Вместе с тем, с 01.01.2022 действие ГОСТа 10178-85 прекращено.
При этом, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе, Извещение о проведении Аукциона не содержит обоснования необходимости соответствия Портландцемента, применяемого для изготовления камней бортовых ГОСТу 10178-85, который на момент публикации Извещения в ЕИС окончил свое действие.
Также в ТЗ Заказчиком установлено требование о соответствии поставляемых товаров иным недействующим ГОСТам, таким как: ГОСТ 25592-91, ГОСТ 25818-91, .
Таким образом, действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310300026222000064 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Гончарова (от ул.Митькина до ул.Ген.Плиева), по ул.Ч.Баева (от ул.В.Абаева до ул.Г.Газданова) и по ул.Длинно-Долинской (от ул.Комунаров до ул.Камбердиева) в пос.Южном.
2. Признать ВМКУ "Дорожный фонд" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА90-05/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 мая 2022 г. N А90-05/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022