Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя ООО "ЭНДО-МЕД" - Алексеева Дмитрия Андреевича;
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер" - Мамонтова Дениса Валерьевича (по доверенности), Тереховой Натальи Анатольевны (по доверенности);
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Олюниной Екатерины Викторовны (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" на закупку N 0817200000322006175 "Поставка расходных медицинских материалов (порты)", согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в единой информационной системе (далее- ЕИС) размещена жалоба ООО "ЭНДО-МЕД" на закупку N 0817200000322006175 "Поставка расходных медицинских материалов (порты)".
Заявитель указывает на нарушения Заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований, которые не являются ни техническими, ни функциональными, ни эксплуатационными. Ссылается на письмо Росздравнадзора РФ N 09П-53414 от 02.12.2021 г., письмо ФАС России N ПИ/39795/22 от 20.04.2022 г.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения представили письменные объяснения, согласно которым считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
25.05.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 081720000032006175 "Поставка расходных медицинских материалов (порты)".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно описанию объекта закупки, при описании портов инфузионных/ инъекционных, имплантируемых по 1 и 2 позиции указано в строке "Материал порта": "Стенки и дно камеры титановые в корпусе из полисульфона с титановой выводной канюлей или стенки и дно камеры титановые в корпусе из полиоксиметилена с титановой выводной канюлей или корпус и камера из полиоксиметилена с титановой выводной канюлей".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого, Заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в извещении требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
В силу Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", описание объекта закупки составлено в соответствии с КТРУ Порт инфузионный / инъекционный, имплантируемый 32.50.50.190-00000977. Данная позиция КТРУ не содержит обязательных характеристик для применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
По мнению Заказчика, использование медицинских изделий с обозначенными в извещении характеристиками является необходимым для качественного и безопасного обеспечения лечебного процесса в соответствии с Федеральным Законом N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Медицинская организация и ее сотрудники несут полную ответственность за качество оказания медицинской помощи и преследуют единственную цель - качественное оказание Заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности (оказание медицинской помощи гражданам РФ). Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений.
Данная характеристика обоснована тем, что комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом, при наличии камеры, дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций. Заказчик при описании материала порта указал несколько широко применяемых материалов, которые являются безопасными, биосовместимыми и по опыту использования не вызывают отторжений или реакций гиперчувствительности при длительном нахождении в теле пациента
Заявитель утверждает, что на основании письма Росздравнадзора РФ N 09П- 53414 от 02.12.2021, "материал порт-системы не влечет никаких дополнительных функциональных возможностей для пользователя, т. е. не влияет на потребительские (эксплуатационные) характеристики". Однако не приводит текст ответа полностью, т. к. после этого заявления говорится о том, что "Преимущества порта из эпоксидной смолы по сравнению с иными материалами отсутствуют". Т. е. в Запросе ООО "Эндо-мед" от 20.01.2021 г в адрес Росздравнадзора, речь шла о прописи конкретного (одного) материала порт-системы, а именно "эпоксидной смолы".
В описании объекта закупки ЭА N 0817200000322006175 нет указания на какой- то один конкретный материал порта, а указаны материалы нескольких производителей, широко известных и используемых в РФ и в данном лечебном учреждении. Полисульфон или полиоксиметилен присутствует у таких мировых производителей как: БАРД (США), PFM (Швейцария), Vygon (Франция), B.Braun Medical (Франция), Mederen (Израиль).
В отношении письма от 20.04.2022 NПИ/39795/22, предоставленного Заявителем, ФАС России отмечает, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно устанавливает описание объекта закупки в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Т. е. речь идет о количестве участников закупки, а не о количестве производителей порт- систем, товар которых должны подходить под описание объекта закупки. Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких- либо других лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
ООО "Эндо-Мед" не предоставил доказательств, что порт-системы, в соответствии с описанием объекта закупки, не доступны на рынке РФ.
В письме от 20.04.2022 N ПИ/39795/22 ФАС России обращает внимание, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики конкретной закупки и заявок участников закупки.
Таким образом, Заказчиком указаны в аукционной документации характеристики товара относительно материала порта, так как это отвечает его потребностям и необходимо заказчику с учетом специфики использования такого товара.
Заказчик, осуществляя медицинскую деятельность, при описании объекта закупки исходил из потребностей пациентов, в целях защиты их жизни и здоровья, для оказания эффективной медицинской помощи которым закупается рассматриваемое медицинское изделие.
Оспариваемые требования были установлены в целях закупки медицинского изделия в интересах защиты прав и здоровья пациентов для минимизации возможных рисков при их использовании.
В соответствии с протоколам от 02.06.2022 г. ценовые предложения поступили от шести участников.
Таким образом, довод заявителя об ограничении круга участников закупки не обоснован, носит предположительный характер, не подтвержден документально.
Кроме того, Заявителем не было предоставлено доказательств и документов, свидетельствующих о том, что поставить товар с требуемыми характеристиками может только один участник закупки.
При таких обстоятельствах жалоба ООО "ЭНДО-МЕД" не подлежит удовлетворению.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 2 июня 2022 г. N 022/06/31-387/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022