Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ФГБНУ "ИСРО РАО": И.Е. Журавлевой (дов. N01-10/17 от 01.03.2022),Г.М. Лаптева (дов. N 01-10/18 от 01.03.2022),
ООО "АВУ "БСБ": А.В Завалова (дов. N15 от 24.05.2022),
а также при участии третьего лица: О.Н. Лаврентьевой,
рассмотрев жалобу ООО "АВУ "БСБ" (далее - Заявитель) на действия
ФГБНУ "ИСРО РАО" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на dыполнение
работ по организации и проведению Всероссийского съезда работников дошкольного образования (Закупка N 0373100016222000008) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.05.2022 NНП/27338/22, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по нестоимостным критериям.
В соответствии с п.16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п.17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно п.18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Так, Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку Заказчиком не установлены количественные значения, позволяющие Участнику закупки определить максимальные или минимальные значения показателя для оценки.
Кроме того Заказчиком по подпоказателю "Качество услуг - число предложенных инструментариев" Заказчиком не установлен конкретный перечень методических материалов, инструкций, нормативных правовых актов, технических регламентах, ГОСТов и (или) специфическом материально-техническое обеспечении, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ, что вводит участников закупочной процедуры в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика.
В составе жалобы также указано на наличе неправомерного порядка оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку Заказчиком не конкретизирован перечень специалистов, привлекаемых для оказания услуг по контракту, что вводит в заблуждение.
Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по оспариваемому показателю:
"Качество услуг - число предложенных методов":
"Подпункт "а" пункта 16 Положения
В соответствии с настоящим показателем оценивается количество методов, предложенных в составе заявки и признанных соответствующими требованиям Извещения об осуществлении закупки. Методы признаются соответствующими и участвуют в оценке при соблюдении следующих условий (рассматриваются сведения, указанные Участником закупки в соответствии рекомендуемой формой - Приложение N 1 к Порядку).
Инструкция по заполнению Приложения N 1 к Порядку.
Столбец 1 "Номер п\п" заполняется в соответствии со столбцом 1 таблицы "Количество работ, услуг для каждой позиции и вида, номенклатуры или ассортимента" Приложения N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Техническое задание на выполнение работ по организации и проведению Всероссийского съезда работников дошкольного образования" Извещения об осуществлении закупки.
Столбец 2 "Наименование работ" заполняется в соответствии cо столбцом 2 таблицы "Количество работ, услуг для каждой позиции и вида, номенклатуры или ассортимента" Приложения N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Техническое задание на выполнение работ по организации и проведению Всероссийского съезда работников дошкольного образования" Извещения об осуществлении закупки.
В столбце 3 "Перечень методов" указываются сведения о качестве предлагаемых работ (услуг), соответствующие каждому "Наименованию работ", указанному в столбце 2 данной Формы, в соответствии с содержанием термина "Методы":
Конкретные технологические приемы и способы, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) по Договору. К "Методам" также могут относиться управленческие и организационные решения, используемые в соответствии с системой контроля качества Участника закупки.
Соответствие каждого предложенного Участником закупки "Метода" в Форме "Качественные характеристики объекта закупки", "Предложения по методологии выполнения работ" требованиям Извещения об осуществлении закупки для целей проведения оценки заявок на участие в закупке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" обосновывается в "Описании применения метода при выполнении работ".
При заполнении Столбца 4 "Описании применения метода при выполнении работ" необходимо учитывать следующее:
1) должно быть указано описание "Метода";
2) должно быть указано описание применения "Метода" при выполнении работ (оказании услуг) по Контракту, в соответствии с условиями Технического задания (Приложение N3 к Извещению).
В случае отсутствия в заявке соответствующих сведений, участнику закупки по данному детализирующему показателю присваивается 0 баллов";
"Качество услуг - число предложенных инструментариев":
"Подпункт "а" пункта 16 Положения
В соответствии с настоящим показателем оценивается количество инструментариев, предложенных в составе заявки и признанных соответствующими требованиям Извещения об осуществлении закупки. Инструментарии признаются соответствующими и участвуют в оценке при соблюдении следующих условий (рассматриваются сведения, указанные Участником закупки в соответствии рекомендуемой формой - Приложение N 2 к Порядку).
Инструкция по заполнению Приложения N 2 к Порядку.
В столбце 3 "Перечень инструментов" "Предложения по инструментарию выполнения работ" указываются сведения о качестве предлагаемых работ (услуг), соответствующие каждому "Наименованию работ", указанному в столбце 2 данной Формы, в соответствии с содержанием термина "Инструментарий":
Конкретные методические материалы, инструкции, нормативные правовые акты, технические регламенты, ГОСТы и (или) специфическое материально-техническое обеспечение, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) по Договору (любые из указанных вариантов, по выбору Участника закупки).
Соответствие каждого предложенного Участником закупки "Инструментария" в Столбце 3 Формы "Качественные характеристики объекта закупки", "Предложения по инструментарию выполнения работ" требованиям Извещения об осуществлении закупки для целей проведения оценки заявок на участие в закупке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" обосновывается в столбце 4 "Описание применения инструментария при выполнении работ".
При заполнении Столбца 4 "Описание применения инструментария при выполнении работ" (Приложения N 5 к Извещению об осуществлении закупки) необходимо учитывать следующее:
1) должно быть указано описание "Инструментария";
2) должно быть указано описание применения "Инструментария" при выполнении работ (оказании услуг) по Контракту, в соответствии с условиями Технического задания (Приложение 3 к Извещению).
В случае отсутствия в заявке соответствующих сведений, участнику закупки по данному детализирующему показателю присваивается 0 баллов";
"Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Подпункт "д" пункта 24 Положения
В соответствии с настоящим показателем оцениваются подтвержденные сведения о Специалистах, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки и имеющих опыт выполнения работ, соответствующих предмету конкурса, а также имеющих высшее образование (педагогическое и/или психологическое и/или социологическое и/или техническое).
Оценка проводится на основе документов, подтверждающих квалификацию специалистов, предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг), и сведений, приведенных Участником Конкурса в соответствии с рекомендуемой Формой 2 "Квалификация основных Специалистов, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ" (Приложение N 4 к Порядку).
Документы, подтверждающие квалификацию специалистов (на каждого Специалиста):
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что представленная в порядке оценки инструкция содержит определения понятий, позволяющие участнику закупочной процедуры детализировать предложение в отношении объекта закупки, определить необходимые Заказчику параметры предложения, а также однозначным образом указывает на единицы измерения значений, предлагаемых в составе заявке. Кроме того, предложение участника не ограничивается конкретной нормативной документацией, что позволяет участникам самостоятельно разработать методику и инструментарий, удовлетворяющие требованиям технического задания.
Представителем Заказчика указано, что вопреки доводам жалобы в установленном порядке оценки конкурсной комиссией по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются сведения о специалистах имеющих опыт выполнения работ, соответствующих предмету конкурса, а также имеющих высшее образование (педагогическое и/или психологическое и/или социологическое и/или техническое).
Одновременно с этим Комиссией Управления отмечено, что Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Кроме того, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком размещены разъяснения положений конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно в составе разъяснений от 19.05.2022 NРИ4 отсутствует предмет поданного запроса.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать причины отсутствия предмета запроса в данных разъяснения положений конкурсной документации от 19.05.2022 NРИ4.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с этим Комиссия Управления дополнительно отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок от 24.05.2022 NПРОI1 на участие в открытом конкурсе в электронной форме подано 5 заявок, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в конкурсе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВУ "БСБ" на действия ФГБНУ "ИСРО РАО" обоснованной в части дачи разъяснений положений конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий А.А. Кутейников
Члены Комиссии: Е.О. Сгибнев
А.А. Матюшенко
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2022 г. N 077/06/106-7822/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022