Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей КП "МЭД": В.О. Вяльченковой (по дов.N29/22 от 14.01.2022), А.В. Кондрашова (по дов.N 28/22 от 14.01.2022),
в отсутствие представителей ИП Меньшиков Р.А., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.05.2022 NНП/27636/22,
рассмотрев жалобу ИП Меньшиков Р.А. (далее - Заявитель) на действия
КП "МЭД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии в Северо-Западном административном округе г. Москвы (Закупка N0573500000522000053) (далее -
Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.05.2022 NНП/27636/22 .
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией Управления установлено, что утвержденный порядок оценки конкурсных заявок по по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" содержит, в том числе следующие положения:
"Оценивается предложение участника об объеме (суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях), исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с подпунктом "д" пункта 28 Постановления не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника (без начисления штрафов, пеней).
Работами сопоставимого характера в рамках данного конкурса считается успешное выполнение участником закупки государственных контрактов (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии; выполнение монтажных и пусконаладочных работ по созданию систем диспетчеризации/телемеханизации/ учета энергоресурсов/контроля режимов работы энергообъектов, единичная стоимость которых составляет не менее 30% стоимости начальной максимальной цены контракта (НМЦК) по настоящей процедуре, а так же которые исполнены до даты подачи участником конкурса заявки на участие".
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что порядком оценки предусмотрено, что для оценки заявок по показателю принимаются исключительно контракты/договоры на выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии; выполнение монтажных и пусконаладочных работ по созданию систем диспетчеризации/телемеханизации/ учета энергоресурсов/контроля режимов работы энергообъектов, что по мнению Заявителя, является неправомерным и ограничивает потенциальных участников закупки, ввиду следующего.
Согласно Изменениям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 11.05.2022 NИИ2 в ред. N3 объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии в Северо-Западном административном округе г. Москвы.
При этом Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с п.15 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о необходимости руководствоваться положениями п. 33 Положения.
Согласно п. 33 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.33 Положения по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" Заказчиком должны оцениваться контракты/договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта), текущему ремонту зданий, сооружении, однако Заказчиком в части сопоставимости принимаются контракты/договоры на выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии; выполнение монтажных и пусконаладочных работ по созданию систем диспетчеризации/телемеханизации/ учета энергоресурсов/контроля режимов работы энергообъектов, что не соответствует положениям п.33 Положения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе,что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на установление неправомерного требования к сопоставимому объему представляемых договоров, стоимость которых должна составлять не менее 30 (тридцати) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что не отвечает Положениям, предусмотренным постановлением N2604.
Комиссия Управления отмечает, что ограничение по цене оцениваемых контрактов/договоров не предусмотрено положениями Постановления N 2604, поскольку показателем, предусмотренным пп. "в" п. 24 Постановления установлено, что оцениваться может наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, сопоставимого с предметом контракта.
Так, например, участник закупки может представить договор/контракт, связанный с предметом контракта и исполненный на сумму 20% от начальной (максимальной) цены контракта, и согласно критериям оценки, получит 0 баллов, в то время как Положениями указано, что должны быть оценены все сведения сопоставимого характера вне зависимости от их стоимости с учетом приложения необходимых документов, а также исполнения иных условий, изложенных в п.28 Положения.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе при утверждении вышеуказанного порядка оценки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса административных правонарушений.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что требование о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам) не соответствуют Положению, а именно подпункту "в" пункта 28 Положения.
Комиссией Управления установлено, что согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом, положение о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам) противоречит подпункту "в" пункта 28 Положения.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе при утверждении вышеуказанного порядка оценки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса административных правонарушений.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что согласно положениям Изменений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 11.05.2022 NИИ2 в ред. N3 Заказчиком установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ согласно п.15 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" Приложения к Постановлению N2571.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что согласно Изменениям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 11.05.2022 NИИ2 в ред. N3 объектом закупки является выполнение работ по монтажу узлов учета тепловой энергии в Северо-Западном административном округе г. Москвы.
Согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Так, согласно положениям рабочей и технической документаций в рамках обжалуемой закупки будет осуществляться установка термопреобразователей в трубопровод, которые в силу п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются линейными объектами.
Однако, Заказчиком установлены дополнительные требования по п.15 Приложения к Постановлению N 2571 на работы по текущему ремонту зданий, сооружений, которые обжалуемой закупкой не предусмотрены.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшиков Р.А. на действия КП "МЭД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.З. Касимова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 мая 2022 г. N 077/06/106-7933/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022