Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей Дирекции Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: Р.Х. Алимжанова (по дов.N82 от 05.07.2021), А.В. Кожинского (по дов.N5 от 17.01.2022), Е.С. Кравцовой (по дов.Nб/н от 31.03.2022),
в отсутствие представителей Департамента природопользования
и охраны окружающей среды города Москвы, ООО "Турэксперт", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.05.2022 NНП/27609/22,
рассмотрев жалобу ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель) на действия
Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на организацию и проведение эколого-просветительской акции "Ёлочный круговорот" (Закупка N 0373200003122000103) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.05.2022 NНП/27609/22, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по детализирующим показателям оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что утвержденный порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" содержит, в том числе следующие положения:
"Под работами (услугами), связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимаются работы (услуги) по организации и проведению эколого-просветительских мероприятий по сбору от населения вторичных ресурсов с количеством участников более 30 тысяч человек".
Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что порядком оценки предусмотрено, что для оценки заявок по показателю принимаются исключительно контракты по организации и проведению эколого-просветительских мероприятий по сбору от населения вторичных ресурсов, что по мнению Заявителя, является неправомерным и ограничивает потенциальных участников закупки, ввиду следующего.
Согласно положениям технического задания Исполнитель в рамках оказания услуг обеспечивает: подбор и предоставление специалистов для проведения мероприятия; установку оборудования, возведение на месте проведения мероприятия временных конструкций; проверку и поддержание работоспособности оборудования; демонтаж установленного оборудования и временных конструкций после завершения мероприятия; материалы (продукцию) для проведения мероприятия; уборку места проведения мероприятия и вывоз мусора по окончании проведения мероприятия.
При этом в рамках исполнения контракта Исполнитель будет использовать те же средства и методы, что и при организации эколого-просветительских мероприятий по сбору от населения вторичных ресурсов с количеством участников более 30 тысяч человек. Кроме того, Заказчики аналогичных услуг в иных сферах предъявляют аналогичные требования, что указаны в Техническом задании, поскольку несмотря на то, что в настоящее время нет единого нормативного регулирования в сфере организации мероприятий, тем не менее набор оказываемых услуг является стандартным и типовым, а следовательно при установлении нестоимостного критерия для кого проводилось мероприятие значения не имеет.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно сужен предмет сопоставимости представляемых участниками контрактов, оценивая исключительно контракты на организацию эколого-просветительских мероприятий по сбору от населения вторичных ресурсов, поскольку объект данной закупки не обладает какой-либо спецификой, которая указывала бы на его исключительность и невозможность подтвердить опыт выполнения аналогичных работ посредством представления в составе заявки контрактов/договоров на организацию иных мероприятий.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Уполномоченного учреждения прояснил, что экологическая направленность мероприятия обуславливает его специфику и требует соответствующего опыта и квалификации, в том числе, такие позиции технического задания, как:
- разработка системы размещения пунктов сбора отходов (вторичных ресурсов, отработанных новогодних елей) - необходимо учитывать требования санитарноэпидемиологического, экологического законодательства, проанализировать акции прошлых лет, результаты опроса жителей, ежегодное повышение уровня осознанности москвичей, плотность жилой застройки и населения по районам и кварталам и иные знания, связанные с вопросами сбора отходов; разработка анкеты голосования на портале "Активный гражданин" и аналитика полученных результатов для эффективной организации сбора отходов от населения (при ограниченном количестве пунктов, пиковых нагрузках на пункты, ограниченном периоде акции, логистики и т.д.) также требует опыта и знаний в сфере сбора от населения отходов. Голосование помимо целей получения данных для организации эффективной системы сбора имеет еще одну цель распространение знаний об ответственном поведении и вовлечении людей в вопросы экологии. Составление анкеты и аналитика полученных результатов на высоком профессиональном уровне требует опыта работы в сфере экологии и в сфере сбора отходов (вторичных ресурсов). Голосование на портале "Активный гражданин" в рамках акции целенаправленно реализуется в разделе "Экология", по специфике портала к голосованиям необходимо привлечение ряда экспертов в области экологии и природопользования. Следовательно, Исполнителю необходимо обладать соответствующей информацией о потенциальных экспертах (научные труды, контакты) и экспертных организациях, работающих в области экологии и охраны окружающей среды; в задачу исполнителя проекта входит проведение аналитического исследования по итогам акции с подготовкой предложений по совершенствованию акции в следующем сезоне. Такие исследования также требуют соответствующего опыта и знаний в отрасли.
Масштаб проводимой акции обуславливает необходимость подтверждения наличия опыта в крупномасштабных мероприятиях. Акция представляет собой слаженную систему более чем 2-месячного периода сбора от 12 млн населения Москвы новогодних елей. На территории 2,5 тысячи км2 будет установлено 500-1000 пунктов. Ежегодная собираемость составляет более 50 тысяч елей. Контроль каждого пункта на предмет его технического и санитарного состояния, переполнения и иных проблем, оперативное реагирование на обращения жителей (в том числе по горячей линии), координация своевременности вывоза и иные вопросы требует опыта именно в этой сфере, являющейся одной из наиболее сложных и специфичных в Российской Федерации.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представителем Уполномоченного учреждения не представлены документы, подтверждающие тот факт, что требуемые к выполнению работы обладают какой либо спецификой, которые бы позволяли в рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" оценивать исключительно опыт по организации эколого-просветительских мероприятий.
Так, согласно приложение 2 к техническому заданию мероприятие состоит их следующих этапов:
1. Разработка концепции организации и проведения экологопросветительской акции "Елочный круговорот". Формирование адресного перечня пунктов приема елок.
2. Разработка веб-сайта для акции "Елочный круговорот".
3. Разработка предложений по видам оградительных конструкций пунктов приема елок.
4. Обеспечение аренды оградительных конструкций пунктов приема елок.
5. Изготовление баннеров для проведения информационной кампании на НТО "Елочный базар" и баннеров для оформления пунктов приема елок в рамках Акции.
6. Размещение (монтаж) баннеров на НТО "Елочный базар" для проведения информационной кампании.
7. Демонтаж баннеров на НТО "Елочный базар".
8. Монтаж пунктов приема елок в рамках эколого-просветительской акции "Елочный круговорот".
9. Организация контроля за работой пунктов приема елок в рамках акции "Елочный круговорот".
10. Организация работ по проверки и подтверждению выполнения заданий в проекте "Город заданий" в рамках акции "Елочный круговорот".
11. Демонтаж пунктов приема елок в рамках эколого-просветительской акции "Елочный круговорот".
12. Формирование итогового отчета и презентационных материалов о проведении Акции.
13. Организация взаимодействия с Заказчиком.
Кроме того, положениями приложения 3 к техническому заданию утвержден перечень оказываемых услуг:
- услуги по изготовлению и обеспечению материалами (продукцией) для проведения мероприятия на территории Российской Федерации;
- услуги монтажнодемонтажные и инженерно-технические для организации и проведения мероприятия на территории Российской Федерации;
- услуги по подбору и предоставлению специалистов для проведения мероприятия на территории Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные этапность мероприятия и перечень оказываемых услуг не могут свидетельствовать о специфики объекта закупки в части проведения эколого-просветительских мероприятий, которые в данной части фактически сведены исключительно к пунктам приема елок.
При этом в рамках исполнения указанного контракта Исполнитель будет использовать те же средства и методы, что и при организации иных мероприятий, так, например, подбор и предоставление специалистов для проведения мероприятия; установку оборудования, возведение на месте проведения мероприятия временных конструкций; проверку и поддержание работоспособности оборудования и т.д..
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе,что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что при выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления исходила из того, что выявленные нарушения не являются основаниями для отклонения заявок и соответственно не являются препятствием для совершения действий по подаче заявки на участие в процедуре.
Кроме того, на участие в процедуре была подана единственная заявка, в связи с чем установленный порядок оценки не подлежал применению, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупочной процедуры.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" на действия Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупочной процедуры.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии А.З. Касимова
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 мая 2022 г. N 077/06/106-7935/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022