Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУ "ГЦПиКР": А.А. Алексеева (по дов.N01/22 от 05.05.2022), С.В. Ивахненко (по дов.N02/22 от 05.05.2022), М.В. Бударникова (по дов.N03/22 от 27.05.2022),
в отсутствие представителей ООО "Панацея", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.05.2022 NНП/27788/22,
рассмотрев жалобу ООО "Панацея" (далее - Заявитель) на действия
ГБУ "ГЦПиКР" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению проведения выездного образовательного семинара для журналистов Первого студенческого агентства и блогеров (Закупка
N0373200077922000011) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.05.2022 NНП/27788/22, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявки Заявителя по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пп. "а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией Управления определено, что согласно Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 28.04.2022 N0373200077922000011 Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров":
"Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров), последний акт, составленный при исполнении таких контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Под услугами сопоставимого характера понимаются услуги по организации (проведению) массовых культурно-просветительских мероприятий для молодежи (услугами сопоставимого характера не являются техническое обеспечение или сервисное сопровождение мероприятий, услуги по организации участия в выставках).
Предложение участника закупки подтверждается следующими документами:
- сводные сведения о наличии у (наименование участника) опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема в соответствии с Приложением 1;
- копия исполненного контракта на выполнение работ (услуг) сопоставимого характера;
- копия акта (актов) или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Оценке не подлежат нечитаемые или допускающие двусмысленные толкования копии документов. Оценке не подлежат контракты, выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными), а также при исполнении которых поставщику (подрядчику, исполнителю) начислена неустойка (штрафы, пени). (проверяется на сайте https://zakupki.gov.ru/)
Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде.
Датой исполнения контракта (договора) считается дата последнего акта приемки работ или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку работ (оказанных услуг) по исполнению контракта в полном объеме. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
В составе жалобы Заявитель указывает, что протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.05.2022 NПРОII1 конку4рсной комиссией не приняты к учёту представленные документы, подтверждающие опыт участника, а именно контракты (договоры) не относящиеся к услугам сопоставимого характера, со сроком превышающем 5 лет с момента размещения информации о закупке, а также с наличием штрафных санкций на общую сумму 112 983 860,64 руб.
Однако, по мнению Заявителя, по всем предоставленным Заявителем в заявке контрактам штрафы, были уплачены в полном объеме, следовательно, они должны были быть приняты к учету комиссией.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что конкурсная комиссия при рассмотрении заявки ООО "Панацея", в частности, руководствовалась положениями Постановления N2604 и проверяла предоставленную информацию по контрактам и по факту наличия, и по факту оплаты штрафных санкций, подтверждения исполнения контрактов, а также оценивала предъявленные к рассмотрению договоры и контракты на соответствие услугам сопоставимого характера, периоду их исполнения.
Вместе с тем в заявке ООО "Панацея" стоимость контрактов, по которым имелись данные о начислении штрафов и, одновременно, данные об их оплате принималась к учету. Комиссия при рассмотрении и проверке поданных участником данных исходила из презумпции достоверности информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок.
Так, например, контракты с реестровыми номерами 2784248908918000004, 2784248908918000030 не были приняты к учету, ввиду того, что по указанным контрактам были начислены неустойки (штрафы, пени), однако сведений подтверждающих факт их оплаты Заявителем не представлено.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, при этом в составе жалобы Заявителем также не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика установленного в конкурсной документации порядка оценки при рассмотрении заявки Заявителя по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров".
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что согласно установленному порядку оценки конкурсной комиссией не оцениваются контракты, при исполнении которых поставщику (подрядчику, исполнителю) начислена неустойка (штрафы, пени).
Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом, положение о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам) противоречит подпункту "в" пункта 28 Положения.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика было отмечено, что конкурсная комиссия при рассмотрении заявок участников руководствовалась положениями Постановления N2604 и проверяла предоставленную информацию по контрактам и по факту наличия, и по факту оплаты штрафных санкций, подтверждения исполнения контрактов.
Однако, Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные утверждения не следует, как из положений установленного порядка оценки, так и из информации содержащейся в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.05.2022 NПРОII1, поскольку конкурсной комиссией однозначно указано, что часть контрактов не была принята к учету, ввиду наличия штрафных санкций.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе при утверждении вышеуказанного порядка оценки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса административных правонарушений.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Панацея" на действия ГБУ "ГЦПиКР" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42,ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 мая 2022 г. N 077/06/106-7995/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022