Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 июня 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи Управления городского хозяйства Администрации города Пскова (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Энергопордстрой" (адрес: 166001, НАО г.Нарьян-Мар, ул.Рабочая д.35 кв.8; ИНН 2983013568), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на осуществление технического надзора на объектах ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Пскове (номер извещения: 0157300025221000389),
УСТАНОВИЛА:
23 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Энергопордстрой" (адрес: 166001, НАО г.Нарьян-Мар, ул.Рабочая д.35 кв.8; ИНН 2983013568), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на осуществление технического надзора на объектах ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Пскове (номер извещения: 0157300025221000389).
Рассмотрение сведений состоялось 30 мая 2022 года в 15 часов 00 минут.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157300025221000389 о проведении электронного аукциона - 23.11.2021 12:59.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 10 424 024,99 рубля.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4)20.12.2021 года на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2021 N0157300025221000389-3 заключен муниципальный контракт N164 на сумму 3 112 795,68 рублей (снижение 70%), со сроком оказания услуг до 25.08.2023 (реестровый номер 2602714346221000382).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно п.1.2. контракта Исполнитель обязуется выполнить все обязательства по осуществлению технического надзора за выполнением работ по Объектам, указанным в Приложении N4 к Контракту, в соответствии с условиями Контракта и Технического задания (Приложение N1 к настоящему Контракту).
Согласно п.5.2. контракта Исполнитель обязуется до начала оказания услуг представить Заказчику приказ о назначении лиц, ответственных за выполнение технического надзора на Объектах (инженера-резидента по автомобильным дорогам, инженера-геодезиста, инженера-лаборанта). В случае изменения ответственных лиц, представить Заказчику в течение суток приказ о вновь назначенных ответственных лицах.
Согласно п.5.3. контракта Исполнитель обязуется обеспечить ежедневное присутствие инженера технического надзора на Объекте в ходе выполнения строительно-монтажных работ. Контролировать выполнение работ на Объектах в полном соответствии с рабочей документацией, проектом производства работ, Контрактом, Техническим заданием к Контракту Заказчика на выполнение работ по Объекту.
Согласно п.5.12. контракта Исполнитель обязуется ежедневно контролировать соблюдение графиков строительно-монтажных работ и ППР подрядной организацией, еженедельно (по пятницам) представлять аналитическую справку за прошедшую неделю о видах и объемах выполненных работ по Объекту. Также данные аналитические справки за соответствующий период предоставлять Заказчику в составе ежемесячного отчета, составленного в соответствии с ГОСТ 32731-2014 и ОДМ 218.7.001-2009, при ежемесячной приемке выполненных работ, проводимой в соответствии с п. 7.1. настоящего Контракта.
28.12.2021 от Общество в адрес Заказчика письмо с просьбой перенести финансирование на 2022 г. в связи с поздним сроком заключения контракта и малым промежутком времени (исх.N1-ПС).
14.01.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика ответ на письмо исх.N1-ПС от 28.12.2021 г. о подготовке доп. Соглашения N1 на изменение финансирования по годам.
Также Заказчик сообщает о необходимости в соответствии с п.5.15 Контракта предоставить свидетельство об аттестации, либо аккредитации собственной лаборатории (исх.N58).
15.02.2022 г. от Подрядчика в адрес Заказчика письмо о привлечении к лабораторным исследованиям ООО "ВР-Контроль" г. Санкт-Петербург (исх.N145).
17.02.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо о применении штрафных санкций в связи с неосуществлением технического надзора на объектах (исх.N469).
25.02.2022 г. от Подрядчика в адрес Заказчика ответ на письмо N469 от 17.01.2022 с требованием приостановить строительно-монтажные работы в связи с необходимостью устранения замечаний в рабочей документации (неверно указаны ГОСТы) (исх.N147).
25.02.2022 г. от Подрядчика в адрес Заказчика письмо с требованием приостановить строительно-монтажные работы до устранения замечаний (указаны недействующие ГОСТы асфальт разных марок и т.д.) (исх.N149).
02.03.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика письмо о том, что Подрядчик на 01.03.2022 г. не приступил к обязанностям по исполнению контракта, а также что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе в случае повторного нарушения условий контракта (исх.N544).
04.04.2022 г. от Подрядчика в адрес Заказчика письмо о невозможности приступить к выполнению работ в связи с тем, что Заказчиком не переданы документы рабочей документации. По переданной документации 0209/2021-РА-АД по ул. Я.Райниса выявлены ошибки (исх.N164).
28.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.05.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика письмо об обращении в Прокуратуру РФ в связи с тем, что со стороны Заказчика не поступили ответы на письма исх. N147 от 25.02.2022, исх..N149 от 25.02.2022 и исх.N164 от 25.02.2022 (исх.N167).
04.05.2022 г. Заявление генерального директора ООО "ЭнергоНордСтрой" в адрес прокуратуры НАО (Ненецкого автономного округа) о нарушении со стороны Заказчика обязательств по контракту, выразившихся в не передаче рабочей документации, что влечет затягивание сроков выполнения договорных обязательств.
25.05.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчик ответ на письмо исх.N167 от 03.05.2022 г. с требованием оплатить штрафные санкции в размере 105 000 рублей.
Также Заказчик сообщает о том, что ранее направленные письма были ошибочно отправлены не на электронный адрес Управления, указанный в Контракте, при этом существуют иные способы доведения информации до Заказчика в случае отсутствия ответа с его стороны (исх.NУГХ АГП-02-3218).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ФАС России в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 13 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения стороны, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если:
12.2.1. Исполнитель оказывает услуги ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
12.2.2. Исполнитель неоднократно допустил нарушение сроков или качества оказания услуг, предусмотренные настоящим Контрактом;
12.2.3. Исполнитель не приступает к исполнению настоящего Контракта в срок, установленный настоящим Контрактом, либо в ходе исполнения Исполнителем условий Контракта стало очевидно, что услуги не будут оказаны надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок.
12.2.4. иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации..
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
28.04.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
28.04.2022 Решение размещено в единой информационной системе а разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
28.04.2022 Решение направлено курьерской службой ЕMS.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Уведомления о вручении письма в адрес Заказчика поступило 12.05.2022.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 23.05.2022.
Согласно части 3 стать 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Сведения о расторжении контракта в реестре контрактов направлены Заказчиком на размещение 23.05.2022 года, в регламентированный Законом срок.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "Энергонордстрой" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Псковское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пояснений директора Общества, Заказчик был обязан передать рабочую документацию, при этом в той документации что передана (0209/2021-РА-АД выявлены ошибки (письмо 04.04.2022 года).
Данный довод Общества не может быть принят, согласно пункту 1.3. контракта исполнитель обязуется в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту) осуществлять технический надзор за всеми работами, в сроки, установленные п. 6.1. Контракта.
Разделом 5 контракта предусмотрены обязательства Исполнителя, а именно:
- до начала оказания услуг представить Заказчику приказ о назначении лиц, ответственных за выполнение технического надзора на Объектах (инженера-резидента по автомобильным дорогам, инженера-геодезиста, инженера-лаборанта). В случае изменения ответственных лиц, представить Заказчику в течение суток приказ о вновь назначенных ответственных лицах.
- обеспечить ежедневное присутствие инженера технического надзора на Объекте в ходе выполнения строительно-монтажных работ. Контролировать выполнение работ на Объектах в полном соответствии с рабочей документацией, проектом производства работ, Контрактом, Техническим заданием к Контракту Заказчика на выполнение работ по Объекту.
- контролировать соблюдение необходимых мероприятий по технике безопасности, производственной санитарии и охране окружающей среды и т.д.
Подтверждение совершения действий направленных на исполнения обязательств по контракту Обществом не представлено.
Представители Заказчика указали на то, что директора Общества видели в г.Пскове один раз при подписании контракта в декабре 2021. Иных уполномоченных лиц (инженеров) на объектах не было.
При этом, Общество должно было знать об обстоятельствах принятых на себя обязательств, учитывая специфику исполнения контракта, недопустимость изменения цены контракта, возникновения риска наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе и виде возможного включения сведений в РНП.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что ООО "Энергонордстрой" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества.
Данное недобросовестное поведение Общества повлекло для Заказчика необходимость для качественного и надлежащего выполнение работ по ремонту автомобильных дорог заключить договор N59 от 12.05.2022 года с ООО Инжиниринговое управление".
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (30.05.2024 года) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Энергонордстрой";
- место нахождения: 166001, НАО г.Нарьян-Мар, ул.Рабочая д.35 кв.8;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 2983013568, КПП 298301001;
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Березин Александр Сергеевич (размер доли 100 %)
- ИНН участника: 290116997740;
- дата проведения электронного аукциона: 08.12.2021;
- объект закупки: осуществление технического надзора на объектах ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Пскове (номер извещения: 0157300025221000389);
- цена контракта - 3 112 795,68 рублей;
- срок оказание услуги: до 25.08.2023 года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 2 июня 2022 г. N РНП 060/06/95-223/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022