Резолютивная часть решения оглашена "25" мая 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "30" мая 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
администрации Токаревского района Тамбовской области - ,
комитета государственного заказа Тамбовской области - ,
в отсутствие представителей ИП ,
рассмотрев жалобу ИП М (далее также Заявитель) на действия администрации Токаревского района Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Токарёвка - Сергиевка на участках км 15+200 - км 22+500, Токарёвский район Тамбовской области (извещение N 0164200003022001265) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 04.05.2022 опубликовал на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164200003022001265 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Токарёвка - Сергиевка на участках км 15+200 - км 22+500, Токарёвский район Тамбовской области (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 153 300 000,00 руб.
Заказчик - администрация Токаревского района Тамбовской области.
ИП М, считая извещение о проведении открытого конкурса несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев заявленные доводы Заявителя, выслушав пояснения представителей Заказчика и Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, извещение о закупке и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 раздела V Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 раздела V Правил для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Пунктом 28 раздела V Правил предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещены Заказчиком в составе извещения отдельным файлом.
Оценка заявок производится с использованием 2 критериев оценки заявок:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки (величина значимости критерия 40%).
Показателем оценки нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" является наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с Правилами Заказчиком в извещении об осуществлении закупки предусмотрены следующие детализирующие показатели:
"К оценке принимаются договоры, предусматривающие выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, стоимость каждого из которых составляет не менее 90% начальной (максимальной) цены контракта, исполнение по которым завершено или прекращено в 2017 - 2021 годах (необходимо предоставить по одному договору за каждый год). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненные договоры, -акты приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимаются: - исключительно договоры, исполнение по которым завершено или прекращено, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) - исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. - документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "г" пункта 32 Положения (к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
Изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что требования порядка оценки заявок участников конкурса в рамках детализирующего показателя критерия относительно оценивания исполненных договоров стоимость каждого из которых составляет не менее 90% начальной (максимальной) цены контракта, исполнение по которым завершено или прекращено в 2017 - 2021 годах (необходимо предоставить по одному договору за каждый год, не соответствуют пункту 28 Положения и не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и оценить опыт участников Конкурса.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не допускает установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
О наличии лучших условий исполнения контракта, заключаемого по результатам соответствующей закупки, свидетельствует квалификация участника, то есть опыт конкретного юридического лица на соответствующем рынке, его поведение в сфере общественно-экономического оборота, длительность осуществления хозяйственной деятельности.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что требование в отношении стоимости исполненных договоров не менее 90% начальной (максимальной) цены контракта является ненадлежащим, так как лишает участников закупки предоставления контрактов с незначительно меньшей ценой.
Кроме того, наличие у участника закупки исполненных контрактов за 2017 - 2021 годы до даты окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке, объективно свидетельствует о существенном преимуществе такого участника перед участником, имеющим аналогичный опыт, например, исполненные в 2022 году.
Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявитель на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России не явился и не представил документы и сведения, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов как участника закупки.
Установлено, что Заявитель не имеет соответствующего опыта по предмету закупки, то есть он не сможет принять участие в рассматриваемой закупке и, как следствие, его права и законные интересы действиями Заказчика нарушены быть не могут.
Жалобы иных участников закупки на положения извещения об осуществления закупки в установленный Законом о контрактной системе срок не поступали.
На участие в рассматриваемой закупке было подано 6 заявок от участников. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,5%. Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП М обоснованной.
2. Признать администрацию Токаревского района Тамбовской области нарушившим п.11 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены Комиссии |
Н.Е. Козлова |
исп. Козлова Н.Е. тел. 8(4752) 72-73-44 |
Т.В. Четверткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 мая 2022 г. N 068/06/42-283/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022