Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок "___..", членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок м., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок "___..".,
с участием:
индивидуальный предприниматель Богачева Ангелина Вячеславовна (далее также - ИП Богачева А.В., поставщик) - обеспечил участие ИП Богачевой А.В. и представителя по доверенности "___.." в рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи;
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" (далее также - ГБУЗ ЯО "ЯОСП", заказчик) - обеспечило участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности "___..";
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" в отношении ИП Богачевой А.В., и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, ГБУЗ ЯО "ЯОСП", порядка расторжения контракта от 28.03.2022 N 14.2022 на поставку средств дезинфицирующих (извещение N 0371500000822000008), заключенного с ИП Богачевой А.В., в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 20.05.2022 N 183,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России заказчик, ГБУЗ ЯО "ЯОСП", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ИП Богачевой А.В., нарушившей, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 28.03.2022 N 14.2022 на поставку средств дезинфицирующих.
Заслушав пояснения сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО "ЯОСП", 03.03.2022 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0371500000822000008 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств дезинфицирующих.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 297 900,00 руб.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0371500000822000008 от 15.03.2022, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что контракт заключается с ИП Богачевой А.В. (ИНН 440121042153),заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 131076,00 руб. (Сто тридцать одна тысяча семьдесят шесть рублей 00 копеек).
28.03.2022 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" именуемое далее "Заказчик", в лице главного врача Дробышевой Елены Валерьевны, действующего на основании Устава, с одной стороны,
и Индивидуальный предприниматель Богачева Ангелина Вячеславовна (ИП Богачева Ангелина Вячеславовна), именуемое (-ый) в дальнейшем "Поставщик", в лице Богачевой Ангелины Вячеславовны, действующего на основании свидетельства ОГРНИП N 321440000024445 от 10.11.2021 , в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), по результатам электронного аукциона, объявленного Извещением от 03.03.2022 г. N 0371500000822000008, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2022 г. N 0371500000822000008, заключили контракт N 14.2022 (далее - контракт от 28.03.2022 N 14.2022, контракт).
Разделом 1 контракта установлено следующее:
1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку средств дезинфицирующих (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара, его количество, технические показатели определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Согласно Приложение N 1 к контракту N 14.2022 от "28" марта 2022 г. к поставке заказчику требуется следующий товар:
N п/п |
Наименование товара* |
показатели предлагаемого для поставки товара* |
Указание на товарный знак (при наличии)* |
Наименование страны происхождения товара* |
Номер реестровой записи реестра российской промышленной продукции / |
Единица измерения |
Количество поставляемого товара |
Цена единицы товара в рублях* |
Сумма, руб. |
|
|
|
|||||||
1 |
Средство дезинфицирующее 20.20.14.000-00000005 |
Показатель активности водородных ионов (рН) 1% водного раствора 7,0. Назначение, область применения: - для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой мебели, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, белья, посуды (в том числе лабораторной), уборочного инвентаря и материала, предметов ухода за больными, предметов личной гигиены в ЛПУ; - для дезинфекции (в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой, в том числе механизированным способом) изделий медицинского назначения (включая жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним, хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся инструменты и отсасывающие системы, а также стоматологические материалы - оттиски из альгинатных, силиконовых материалов, полиэфирной смолы, зубопротезные заготовки из металлов, керамики, пластмасс и других материалов); - дезинфекции медицинских отходов, биологических жидкостей; - для проведения генеральных уборок в ЛПУ. |
"Септолит-Плюс" |
Российская Федерация |
|
л |
200 |
217,80 |
43 560,00 |
2 |
Средство дезинфицирующее 20.20.14.000-00000005 |
Показатель активности водородных ионов (рН) 1% водного раствора 7,0. Назначение, область применения: - для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой мебели, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, белья, посуды (в том числе лабораторной), уборочного инвентаря и материала, предметов ухода за больными, предметов личной гигиены в ЛПУ; - для дезинфекции (в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой, в том числе механизированным способом) изделий медицинского назначения (включая жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним, хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся инструменты и отсасывающие системы, а также стоматологические материалы - оттиски из альгинатных, силиконовых материалов, полиэфирной смолы, зубопротезные заготовки из металлов, керамики, пластмасс и других материалов); - дезинфекции медицинских отходов, биологических жидкостей; - для проведения генеральных уборок в ЛПУ. |
"Септолит-Плюс" |
Российская Федерация |
1221\5\2021 |
л |
1305 |
194,48 |
253 796,40 |
Разделом 5 контракта установлено следующее:
5.1. Поставщик поставляет товары отдельными партиями с момента (дня) заключения контракта по 31.08.2022 г. в течение 7 рабочих дней после направления Заказчиком заявки на поставку соответствующей партии товаров. Дни и время поставок: в рабочие дни (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней, которые официально считаются выходными в РФ) с 8:00 до 16:00 (время московское).
Заявка подается в устном или письменном виде, в том числе по средствам факсимильной связи либо по электронной почте.
5.2. При поставке Товара Поставщик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке (далее - структурированный документ о приемке), к которому прилагаются:
а) счет на оплату;
б) товарная накладная, составленная по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) счет-фактура (при наличии);
г) копия (ии) регистрационного (ых) удостоверения (ий), выданного (ых) уполномоченным органом;
д) иные документы, требуемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Прилагаемые к структурированному документу о приемке документы считаются его неотъемлемой частью.
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в структурированном документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в структурированном документе о приемке.
Разделом 6 контракта предусмотрены следующие условия:
6.1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС документ о приемке.
Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
6.2. Приемка поставленного Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя:
а) проверку по номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (Приложение N 1 к Контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта документов, предусмотренных пунктом 5.2 Контракта;
в) контроль наличия / отсутствия внешних повреждений упаковки Товара;
г) проверку соблюдения температурного режима при хранении и перевозке Товара (в случае необходимости).
6.3. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчиком проводится экспертиза Товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
6.4. Ответственное лицо в течение 20 рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику структурированного документа о приемке, подписанного Поставщиком, и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 6.3 Контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе структурированный документ о приемке или мотивированный отказ от подписания структурированного документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Подтверждением проведения экспертизы является подпись ответственного лица на приемку товара в электронной форме в документе о приемке и/или подписание акта экспертизы товара (Приложение N 2 к контракту)
6.5. К документу о приемке, предусмотренному настоящим Контракта, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в структурированном документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в структурированном документе о приемке.
Со дня подписания структурированного документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок ответственным лицом риск случайной гибели, утраты или повреждения Товара переходит к Заказчику.
Заказчик имеет право частично принять поставленный Товар с отражением информации о фактически принятом количестве Товара в структурированном документе о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
6.6. Структурированный документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе направляются автоматически с использованием единой информационной системы Поставщику. Датой поступления Поставщику структурированного документа о приемке, мотивированного отказа от подписания структурированного документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом Контракта таких структурированного документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик.
6.7. В случае получения мотивированного отказа от подписания структурированного документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику структурированный документ о приемке в порядке, предусмотренном Контрактом для направления Поставщиком структурированного документа о приемке.
6.8. Структурированный документ о приемке считается подписанным с момента подписания его Заказчиком и Поставщиком усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Поставщика, в единой информационной системе в сфере закупок.
6.9. Обязательства Поставщика по поставке Товара по Контракту (этапу) считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами структурированного документа о приемке.
6.10. В случае наличия претензий по основаниям, не предусмотренным в пункте 6.2. настоящего Контракта, в том числе:
а) отклонения по качеству Товара (скрытых недостатков, которые не могли быть обнаружены при обычном способе приемки) в течение срока годности Товара установленного производителем;
б) выявления фактов поставки забракованного, фальсифицированного Товара либо приостановления обращения поставленной партии Товара (по данным уполномоченного федерального органа исполнительной власти и/или на основании отзыва серии производителем), в течение срока годности Товара установленного производителем, Товар перемещается Заказчиком в карантинную зону, и Заказчик сообщает информацию о данном факте Поставщику.
Поставщик обязан произвести замену Товара на качественный в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения претензии/требования от Заказчика с отнесением всех расходов по замене Товара на свой счет (т.е. на счет Поставщика).
6.11. При исполнении Контракта по согласованию с Заказчиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены Заказчиком в реестр Контрактов, заключенных Заказчиком.
На заседании Инспекции были установлены следующие обстоятельства дела.
При направлении заявки на участи в электронном аукционе Победитель ИП Богачева А.В. предложила дезинфицирующие средства "Септолит-Плюс" и приложила выписку из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись N 1221/5/2021, дата внесения в реестр 09.08.2021 г.), где указан производитель данного дезинфицирующего средства ООО "ТРАНСХИМ".
До подписания контракта заказчиком, по устной просьбе заказчика поставить товар срочно ввиду острой необходимости в товаре, ИП Богачева А.В. осуществила фактическую поставку товара заказчику с подписанием акта приема - передачи товара.
После подписания контракта от 28.03.2022 N 14.2022 г. ИП Богачева А.В. 05.04.2022 г. оформила поставку официально, разместив в единой информационной системе соответствующие документы.
При проведении экспертизы своими силами Заказчик выявил следующие несоответствия поставленного Товара:
- в сопроводительной документации отсутствует важный показатель pH дезинфицирующего средства (в контракте указан pH 7,0);
- отсутствует режим дезинфекции и предстерилизационной очистки механическим способом;
- отсутствует режим очистки механическим способом стоматологических материалов, а именно - оттисков из альгинатных, силиконовых материалов, полиэфирно смолы, зубопротезных заготовок из металлов, керамики, пластмасс и других материалов.
В ходе проведении экспертизы своими силами, Заказчик направил запросы производителям дезинфицирующего средства "Септолит-Плюс", производства ООО "Сателлит", ООО "ТРАНСХИМ", для уточнения технических характеристик дезинфицирующего средства.
На данный запрос в адрес ГБУЗ ЯО "ЯОСП" поступил ответ от ООО "ТРАНСХИМ" (исх. N 67 от 30.03.2022 г.), в котором производитель предлагает ознакомиться с инструкцией N 8-6 от 08.08.2019 г. по применению дезинфицирующего средства "Септолит-Плюс", утвержденную генеральным директором ООО "Сателлит". В указанной инструкции отсутствует указание на показатель pH дезинфицирующего средства.
В адрес ГБУЗ ЯО "ЯОСП" поступил также ответ от ООО "Сателлит" (б/н от 29.09.2021 г.), в котором производитель сообщил, что показатель активности водородных ионов (pH) 1%-го рабочего раствора дезинфицирующего средства "Септолит-Плюс" составляет 9,8 +_ 0,2.
После чего, заказчик отказал в приемки поставленного ИП Богачевой А.В. товара в связи с несоответствием его Спецификации (Приложение N 1 к контракту от 28.03.2022 N 14.2022 г.) и направил через личный кабинет в единой информационной системе претензию (требование) о замене товара ненадлежащего качества (исх. 178-Ж-6 от 06.04.2022 г.).
На указанную претензию в адрес заказчика поступил ответ ИП Богачевой А.В. (исх. N 01 от 14.04.2022), в котором поставщик указал, что отсутствие показателя pH в документации на дезинфицирующее средство "Септолит-Плюс" обусловлено тем, что производитель "Септолит-Плюс" счёл указанный показатель несущественным и не указал его в инструкции. На стадии подачи заявок информации об уровне pH уточнялась непосредственно у поставщика, который заверил, что в "Септолит-Плюс" показатель pH составляет 7 %.
В соответствии с п. 6.10 контракта поставщик обязан произвести замену Товара на качественный в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения претензии/требования от Заказчика с отнесением всех расходов по замене Товара на свой счет (т.е. на счет Поставщика).
Поскольку ИП Богачевой А.В. не заменила товар ненадлежащего качества, заказчик 19.04.2022 принял решение о расторжении контракта от 28.03.2022 N 14.2022 г.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о контрактной системе в сфере закупок, условиями настоящего контракта.
В силу пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
19.04.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.03.2022 N 14.2022 г. на поставку средств дезинфицирующих (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
19.04.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте (подтверждается отчетом об отправлении почтового отправления).
Поскольку 19.04.2022 г. заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, то заказчик должен был в этот же день разместить такое решение в единой информационной системе во вкладке "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (в разделе "Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта") с учетом положений подпункта "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
На заседании Инспекции представитель заказчика пояснил, что решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в единой информационной системе в соответствующей вкладке "Дополнительная информация о закупках, контрактах" (в разделе "Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта") с соблюдением установленных законодательством о контрактной системе сроков - 19.04.2022, однако было удалено по не зависящим от заказчика обстоятельствам. При этом заказчиком доказательств размещения в соответствующей вкладке и разделе единой информационной системы решения об одностороннем отказе Инспекции не было представлено. В связи с чем, данный довод не может быть принят во внимание Инспекцией.
Таким образом, с учетом обстоятельств дела, Инспекция приходит к выводу о нарушении заказчиком подпункта "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ в связи с неразмещением заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в регламентированный законодательством о контрактной системе срок.
Указанное выше нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку заказчик посчитал, что разместил в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.04.2022, то за дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считал день по истечении пятнадцати дней с даты размещения такого решения в ЕИС, т.е. 04.05.2022 г. В связи с чем, по мнению заказчика, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 17.05.2022.
На основании вышеизложенного, заказчик 19.05.2022 г. направил в Ярославское УФАС России обращение о включении информации об ИП Богачевой А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Поскольку Инспекцией установлено, что заказчик в нарушении подпункта "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ фактически не разметил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то за дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не может приниматься день по истечении пятнадцати дней с даты предполагаемого размещения такого решения в ЕИС (17.05.2022).
Как было обнаружено Инспекцией, 11.05.2022 заказчику поступило уведомление о получении поставщиком почтового отправления по адресу регистрации, в связи с чем указанная дата должна была быть признана заказчиком за дату надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требований подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта исполнителем не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 24.05.2022.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, заказчик должен был направить в Ярославское УФАС России сведения об ИП Богачевой А.В. для включения в реестр недобросовестных поставщиков не позднее 26.05.2022, но в любом случае не раннее дня вступления в силу решения об одностороннем отказе, т.е. не ранее 24.05.2022.
Учитывая изложенное выше, Инспекция приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ИП Богачевой А.В. запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 28.03.2022 N 14.2022 на поставку средств дезинфицирующих, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку ИП Богачевой А.В. заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ИП Богачевой А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Инспекции представитель ИП Богачева А.В. и ее представитель отметили следующее.
"Сведения о режиме дезинфекции механическим способом отсутствуют в сопутствующих документах, поскольку производитель не указал эти сведения при выпуске товара в оборот.
Согласно пункту 21 СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", режим и способ дезинфекции медицинского оборудования механическим способом с использованием специального оборудования указывается в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к такому оборудовании, а не в инструкции к средствам дезинфекции.
При таком нормативном регулировании производитель по своему усмотрению может указывать либо не указывает такие режимы в инструкции к дезинфицирующему средству.
Согласно абз. 4 п. 1.4 Инструкции "Септолит-Плюс", дезинфицирующее средство "Септолит-Плюс" предназначено для дезинфекци, в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой, изделий медицинского назначения из различных материалов, включая стоматологические инструменты ( в том числе вращающиеся), стоматологические материалы (оттиски из альгината и силикона, зубопротезные заготовки, артикуляторы), жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним, в лечебно - профилактических учреждениях. При этом производитель не конкретизирует, каким для каких способов дезинфекции предназначено средство, а указывает, что оно "предназначено для дезинфекции, в том числе совмещенной с предстерилизационной отчисткой".
Кроме того, согласно п.3.8 Инструкции "Септолит-Плюс", дезинфекцию изделий медицинского назначения, в том числе совмещенную с предстерилизационной отчисткой, проводят в пластмассовых или эмалированных емкостях, закрывающихся крышками, по режимам, указанным в таблицах 7-10, в том числе путём мойки с помощью шприца, электроотсоса, ерша, салфеток, марлей, что относится к механическому способу отчистки.
То есть, по факту "Септолит-Плюс" соответствует описанию объекта закупки, поскольку является универсальным средством и подходит для любого способа отчистки и дезинфекции медицинских изделий, в том числе указанных заказчиком, однако режимы дезинфекции механизированным спасом в инструкции на препарат не указаны по обстоятельствам, независящим от Богачевой А.В.
Показатель pH отсутствует в документации на дезинфицирующе средство "Септолит-Плюс", поскольку данный показатель не был указан производителем при выпуске товара в оборот.
Направляя заявку на участие в закупке с предложением к поставке "Септолит-Плюс", ИП Богачева А.В. уточняла у поставщика значение показателя pH в "Септолит-Плюс", и поставщик заверил ее, что он составляет 7% и что это будет указано в документах.
Получив мотивированный отказ заказчика, ИП Богачева А.В. обратилась к производителю средства "Септолит-Плюс" с просьбой представить гарантийное письмо касательно показателя pH в "Септолит-Плюс", однако в предоставлении такого письма ИП Богачевой А.В. было отказано без объяснения причин.
Позже ИП Богачевой А.В. стало известно, что производителем "Септолит-Плюс" в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому величина pH составляет 9,8%.
То есть, при поставке товара ИП Богачева А.В. искренне заблуждалась относительно значения pH товара, полагаясь на устную информацию поставщика, поскольку имеет небольшой опыт поставок (начала участвовать в закупках в январе 2022 года) и ранее не сталкивалась с предоставлением недостоверной информации о характеристиках товара со стороны поставщика.
Со своей стороны ИП Богачева А.В. предложила заказчику принять на замену один из следующих товаров: Дезактив - М, НД 105. Заказчик отказался от поставки указанных препаратов, указав на их несоответствие описанию объекта закупки, а именно, несоответствия уровня pH".
Оценивая приведенные выше действия ИП Богачевой А.В., Ярославское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно возможности надлежащего исполнения контракта, что, соответственно, свидетельствует о намерении поставщика исполнить рассматриваемый контракт.
Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение (при условии подтверждения данных обстоятельств) ИП Богачевой А.В. положений заключенного между сторонами контракта.
Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией факта ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая, что в рассматриваемом случае надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие заблуждения ИП Богачевой А.В. (показатель pH отсутствует в документации на дезинфицирующе средство "Септолит-Плюс", поскольку данный показатель не был указан производителем; направляя заявку на участие в закупке с предложением к поставке "Септолит-Плюс", ИП Богачева А.В. уточняла у поставщика значение показателя pH в "Септолит-Плюс", и поставщик заверил ее, что он составляет 7% и что это будет указано в документах), Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, имеется основание для отказа во включении информации об ИП Богачевой А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, иные фактические обстоятельства дела (попытка заменить ненадлежащий товар на другой: Дезактив - М, НД 105.), представленные ИП Богачевой А.В. доказательства и пояснения также свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны поставщика.
Необходимо также отметить, что Инспекцией выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к размещению в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника", порядка расторжения контракта от 28.03.2022 N 14.2022 на поставку средств дезинфицирующих (извещение N 0371500000822000008), заключенного с ИП Богачевой А.В., в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение подпункта "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о ИП Богачевой А.В для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604355200, ОГРН 1197627008336) в отношении индивидуального предпринимателя Богачевой Ангелины Вячеславовны (ИНН 440121042153, ОГРНИП 321440000024445), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника", порядка расторжения контракта от 28.03.2022 N 14.2022 на поставку средств дезинфицирующих (извещение N 0371500000822000008), заключенного с ИП Богачевой А.В., в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта в действиях заказчика выявлено нарушение подпункта "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о ИП Богачевой А.В для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в действиях заказчика выявлено нарушение части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: "___.."
|
Члены Инспекции: "___.."
"___.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 мая 2022 г. N 05-03/98П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022