Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.06.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
члены Комиссии: "..."; "...".
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей МОУ "Гадалейская СОШ" (далее - Заказчик);
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Индивидуального предпринимателя Ибатова А.Г. о. (далее - ИП Ибатов А.Г. о., участник закупки, победитель электронного аукциона);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении победителя электронного аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ "Капитальный ремонт здания МОУ "Гадалейская СОШ" по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Гадалей, пер. Школьный, д. 1" (извещение N
0134600002122000021), и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении победителя электронного аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В своем обращении Заказчик указывает, что участник закупки, являясь победителем электронного аукциона, уклонился от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Участником закупки представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона, запрашиваемые в уведомлении.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что МКУ ИРМО "Слежба единого заказчика" (далее - уполномоченный орган) 15 апреля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ N 0134600002122000021 "Капитальный ремонт здания МОУ "Гадалейская СОШ" по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Гадалей, пер. Школьный, д. 1" (далее - извещение об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 69 122 650 рублей 00 копеек
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона NИЭА1 от 27 апреля 2022 для закупки N 0134600002122000021 победителем электронного аукциона признана заявка ИП Ибатов А.Г. о. с идентификационным номером N 111738777, предложивший наименьшее ценовое предложение 59 791 092 рублей 25 копеек.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи
заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам дела Заказчиком в адрес Участника 29 апреля 2022 года был направлен на подпись проект контракта по закупке N 0134600002122000021.
В соответствии с частью 3 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт
формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В регламентированный законом срок победитель электронного аукциона не подписал доработанный проект контракта.
Таким образом, в связи с неподписанием победителем электронного аукциона доработанного проекта контракта, заказчиком правомерно принято решение о признании ИП Ибатова А.Г. о. уклонившимся от заключения контракта.
Заказчиком в Единой информационной системе размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 для закупки N 0134600002122000021.
Из текста письменных пояснений ИП Ибатова А.Г. о. следует, что им планировалось предоставить обеспечение исполнения Контракта в виде безотзывной Независимой гарантии, поскольку 20 736 795 рублей 00 копеек путем заключения договора денежного займа с ИП Сеидовой Н. С., что подтверждается представленным договором от 04 мая 2022 N 14/22, однако, в связи с задержек по оплатам от контрагентов ИП Сеидовой Н. С., вышеуказанные денежные средства получить в срок не удалось, что также подтверждается письмом от 11 мая 2022 года.
Также, ИП Ибатов А.Г. о. Отмечает, что им, заблаговременно был направлены запросы на предоставление банком независимой гарантии, однако был получен отказ, что подтверждается скриншотом из системы РОСЭЛТОРГ, в связи с чем участник закупки не смог представить обеспечение контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов орган контроля выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае орган контроля выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Подпунктом б пункта 14 Постановления Правительства РФ N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
При этом, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, изучив материалы обращения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о намерении ИП Ибатова А.Г. о. уклониться от заключения контракта, так как участником закупки, несмотря на несоблюдение требований части 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предпринимались действия по его заключению, в связи с чем, отсутствуют достаточные основания для включения сведений в отношении победителя электронного аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссией Иркутского УФАС России изучен реестр контрактов, заключенных победителем электронного аукциона, согласно которому у последнего имеется более 40 заключенных и исполненных контрактов, что также свидетельствует о наличии добросовестности при исполнении и заключении контрактов со стороны ИП Ибатова А.Г. о.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ИП Ибатова А.Г. о. ("..."), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022