резолютивная часть решения объявлена 27.05.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: __________,
при участии директора Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с.п.Нижний Черек Урванского муниципального района КБР (далее - Заявитель) _______, действующей на основании приказа о назначении на должность директора, от общества с ограниченной ответственностью "Палладиум" (далее - Общество, ООО "Палладиум") _____., действующей на основании доверенности, в отсутствии иных лиц,
рассмотрев обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), в связи с расторжением контракта N01 от 19.07.2021 г. (далее - Контракт), заключенного по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N0104300002521000015 "Капитальный ремонт здания МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек, ул.Ленина,69, Урванского муниципального района, КБР" (далее - Аукцион, Закупка), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.ст.99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 20 мая 2022 года поступило обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в РНП, в связи с неисполнением обязательств, принятых Контрактом, заключенным по итогам Аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заявителя, проанализировав письменные возражения Общества, выслушав представителей Общества и Заявителя, исследовав материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.06.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), был размещен аукцион N0104300002521000015 "Капитальный ремонт здания МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек, ул.Ленина,69, Урванского муниципального района, КБР" (Идентификационный код закупки (ИКЗ)213070701174407070100100080014339243) с начальной (максимальной) ценой контракта 35 701 228,00 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 26.06.2021 г. 13:58 ч.; дата и время окончания подачи заявок - 05.07.2021 г. 09:00 ч; дата и время проведения аукциона в электронной форме - 05.07.2021 г. 13:00 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, 2 из которых были в последующем были признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе и допущены до участия в аукционе (протокол подведения итогов электронного аукциона от 06.07.2021 г.), а также данным протоколом Общество признано победителем Аукциона.
Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие, в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе). При проведении аукциона наименьшее ценовое предложение сделало Общество, которое в последующем в силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе признано победителем, согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе (в редакции действующей на момент проведения аукциона - далее также по тексту).
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст.26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе (ч.4 ст.104).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
П.13 ПП N1078 предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет рассмотрение обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП N1078 от 30.06.2021 г.).
По результатам Аукциона, 19.7.2021 г. между заявителем и Обществом заключен Контракт.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены, и исполнение контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в целом призваны реализовать закрепленные в ст.6 Закона о контрактной системе принципы контрактной системы в сфере закупок.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Исполнение принятых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств должно осуществляться исключительно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключен контракт.
В соответствии с п.3.2 контракта срок выполнения работ по Контракту в полном объеме: с момента заключения контракта по 01 ноября 2021 года.
На заседании Комиссии Заявитель указал, что на 15.10.2021 г. в результате осмотра со стороны Общества не предъявлен ни один акт о выполненных объемах работ, однако, в соответствии с положениями контракта исполнение обязательств должно быть завершено 01.11.2021 г.
15.10.2021 г. Актом обследования объекта представителями Местной администрации Урванского муниципального района КБР в составе комиссии выявлено:
-на 15.10.2021 г. не представлена ни одна КС2 (акт о выполненных объемах работ);
- не закончен демонтаж оконных блоков;
- выполнен демонтаж системы отопления;
- выполнен частичный монтаж электромонтажных работ;
- к работам по фасаду здания и кровле здания работы не преступали;
- частично выполнена гипсовая штукатурка внутренних помещений здания.
Также в данном акте указано, что работы на объекте практически не начинались (фото прилагается).
20.10.2021 г. Заявителем в адрес Общества направлено письмо, с предъявлением акта обследования объекта, согласно которому Заявитель будет вынужден расторгнуть контракт и потребует возмещения ущерба.
На основании вышеизложенного между сторонами Контракта было принято решение о заключении дополнительного соглашения N1 от 08.11.2022 г., согласно которому было принято решение об увеличении цены контракта на сумму 3 004 258, 33 руб. и о продлении срока выполнения работ, предусмотренных контрактом до 01.03.2022 г.
Однако, после подписания дополнительного соглашения Обществом в адрес Заявителя направлено письмо N23 от 26.01.2022 г., согласно которому указывалось на то, что в ходе исполнения контракта были обнаружены независящие от Общества обстоятельства, которые могут оказать негативное влияние на годность и прочность объекта.
В ответ на данное письмо Заявителем направлено письмо N33 от 28.01.2022 г., в соответствии с которым в ходе выполнения работ были выявлены нарушения, для устранения которых приглашен представитель Общества на 14:00 ч. 01.02.2022 г.
28.01.2022 г. письмом N33 Общество сообщило Заявителю, что ранее был направлен приказ от 29.07.2021 г. "О назначении ответственного за выполнение работ по объекту в рамках исполнения контракта - _________" (наделен полномочиями представлять интересы Общества).
01.02.2022 г. Обществом в адрес Заявителя направлена досудебная претензия, согласно которой Заявителю необходимо направить на счет Общества 901 277,49 руб., в связи с заключенным дополнительным соглашением, которым цена Контракта была увеличена на 3 004 258, 33 руб, указывая, что цена аванса должна быть также увеличена.
В ответ на данное письмо, Заявитель сообщил, что дополнительным соглашением не была предусмотрена выплата аванса.
В ходе обследования объекта, во время строительного контроля осуществляющего на основания договора, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "АВ Групп", выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение принятых на себя обязательств Подрядчик представил Акт выполненных работ от 25.11.2021 г. N1, где в пункте N6 применил расценку к устанавливаемым оконным блокам из ПВХ профилей ФССЦ -11.3.02.04-0071, что привело к значительным изменениям цены, а именно увеличение. Сумма увеличения цены составляет 4 425 863 (четыре миллиона четыреста двадцать пять тысяч восемьсот шестьдесят три) рубля 07 копеек.
2. В нарушение принятых на себя обязательств Подрядчик представил Акт выполненных работ от 25.11.2021 г. N1, где в пункте N8 применил расценку к устанавливаемым оконным блокам из ПВХ профилей ФССЦ -11.3.02.02-0009, что привело изменению цены, а именно увеличение. Сумма увеличения цены составляет 236 891 (двести тридцать шесть тысяча восемьсот девяноста один) рубль 26 копеек.
Согласно заявке, на участие в Аукционе, Заявитель дал своё согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями аукционной документацией NЭА13/2021 от 26.06.2021 г., соответственно Обществом также приняты обязательства по выполнению работ согласно прилагаемой к аукционной документации смете.
03.02.2022 г. Заявитель в адрес Общества направил акт выявленных недостатков с указанием на ряд выявленных нарушений, допущенных Обществом при исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом.
На рассмотрении обращения Обществом пояснено, что Общество как добросовестный подрядчик по Контракту, объективно не могло предвидеть возникшие ситуации, при которых денежных средств Контракта будет недостаточно для завершения работ. Также сообщается, что неоднократно сообщалось Заявителю о возможности оплатить часть работ в качестве спонсорской помощи или пожертвования, а именно устройства всего фасада здания, устройства кровли, устройства части дверей, устройство части покраски стен, устройство части потолков здания.
Комиссией отмечается, что при участии в Аукционе, а также при подписании Контракта, заключаемого по итогам Аукциона, Обществом были приняты обязательства по выполнению капитального ремонта здания МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек, ул.Ленина,69, Урванского муниципального района, КБР.
Таким образом, по состоянию на 01.03.2022 г. Обществом не выполнены обязательства, установленные Контрактом.
03.03.2022 г. Заявитель направил в адрес Общества письмо N60 от 03.03.2022 г. содержащее уведомление об отказе от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом (принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта).
05.03.2022 г. письмом N81 Общество требует у Заказчика отозвать письмо N60 от 03.03.2022 г. в виду его противоречия нормам законодательства, злоупотребления правом со стороны Заявителя.
Таким образом, со стороны Общества не было предпринято мер по устранению нарушений условий Контракта.
24.03.2022 г. на объекте был подписан акт осмотра в рамках экспертизы, в котором принимали участие: от Заявителя - директор МКОУ СОШ с.п.Нижний Черек Тхазеплова А.Ю.; от экспертной организации - ______, _____, от организации осуществляющей строительный контроль - _______; от Общества - _______ (действующий на основании доверенности, который в последствии с актом не согласился).
Отчетом строительно-технической экспертизы по объекту, которая проводилась 17.03.2022 г., 21.03.2022 г., 27.03.2022 г., 04.04.2022 г., 07.04.2022 г. было установлено, что всего стоимость фактически выполненных работ составила 9 736 345, 94 руб. Однако Обществом требуется выплата всей суммы контракта.
Ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как разъяснено в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п.2 ст.10, п.2 ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке. Установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден и при прекращении договора в случае одностороннего отказа стороны от договора (его расторжении).
Таким образом, целью законодательства является именно надлежащее уведомление заказчиком исполнителю (подрядчику) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью соблюдения прав и интересов последнего, в том числе предоставляя ему возможность обжалования данного решения. Законом императивно не установлен определенный способ уведомления заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) о принятом им решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Наоборот, законодатель четко установил, что датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта вступило в силу 15.03.2022 г.
В силу ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, Контракт был расторгнут правомерно.
Однако, в адрес Управление Заявитель обратился о включении ведений об Обществе в РНП 20.05.2022 г., в то время как, необходимо было обратиться не позднее 18.03.2022 г., таким образом, Заявителем нарушены положения ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, установлено, что Заявитель с нарушением установленных законом сроков, правомерно обратился для включения сведений об Обществе в РНП.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание пояснения Заявителя, ООО "Палладиум" произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному заказчику, и руководствуясь ст.ст.99, 104 Закона о контрактной системе, ПП РФ N1078, Комиссия,
Решила:
1.Удовлетворить обращение Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с.п.Нижний Черек Урванского муниципального района КБР о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "П" (ИНН: _________; КПП: __________; ОГРН: _________, _____________) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "П_" (ИНН: _; КПП: _; _, ____) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сведения о руководителе общества с ограниченной ответственностью "П_" ________ (ИНН: _______), сведения об учредителе __________ (ИНН: __________) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.03.2022 г. |
18.03.2022 г. |
20.05.2022 г. |
41 |
20.05.2022 г. |
27.05.2022 г. |
27.05.2022 г. |
0 |
01.06.2022 г. |
31.05.2022 г. |
00 |
41 |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 31 мая 2022 г. N 007/06/104-367/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022