Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 01.06.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А., при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Каслинского муниципального района Яночки А.В., действующего на основании доверенности от 21.02.2022
- представителя Администрации Каслинского муниципального района Ветровой Е.В., действующего на основании доверенности N 04 от 24.05.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 20.05.2022 поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении совместного электронного аукциона на выполнение работ по обустройству многофункциональных спортивных площадок (извещение N 0169300028122000136) (далее - совместный аукцион).
Согласно представленным документам 12.05.2022 Администрация Каслинского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Заказчиками совместного аукциона выступили МОУ "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа N36", МОУ "Береговская средняя общеобразовательная школа", МУК Центр досуга с. Багаряк, МУК "Шабуровская централизованная клубная система".
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 158 940, 80 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в совместном аукционе - 20.05.2022.
На момент рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, так как объект закупки включает в себя выполнение работ по благоустройству территории.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения, против доводов жалобы возражали и пояснили, что в извещении о закупке не установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ, так как работы, образующие описание объекта закупки, не относятся к благоустройству территории, в том числе спортивная площадка не относится к малым архитектурным формам согласно своду правил "Благоустройство территорий" СНиП III-10-75.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является выполнение работ по обустройству многофункциональных спортивных площадок на территории четырех сельских поселений Каслинского муниципального района: Береговского сельского поселения, Шабуровского сельского поселения, Багарякского сельского поселения, Воздвиженского сельского поселения.
Исходя их сметной документации, размещенной в единой информационной системе, следует, что в объект закупки включены следующие работы:
- земляные работы;
- устройство многофункциональной спортивной площадки;
- устройство ограждения площадки;
- установка малых форм;
- устройство подхода к площадке.
Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из анализа Правил благоустройства указанных сельских поселений, размещенных на сайте Администрации Каслинского муниципального района (http://kasli.org/regulatory/dokumenty_poseleny/546/546) , следует, что в перечень работ по благоустройству и содержанию земельных участков и прилегающих к ним территорий включается:
- устройство малых архитектурных форм, к которым в том числе отнесены оборудование спортивных площадок (пункт 3 Правил благоустройства Шабуровского сельского поселения, утвержденных Решением собрания депутатов сельского поселения от 31.05.2012 N 96, пункт 2 Правил благоустройства Береговского сельского поселения, утвержденных Решением собрания депутатов сельского поселения от 18.04.2011 N 47);
- ландшафтные работы: устройство покрытий поверхности, дорожек, автостоянок, площадок, установка малых архитектурных форм (пункты 12, 19, 50 Правил благоустройства Воздвиженского сельского поселения, утвержденных Решением собрания депутатов сельского поселения от 14.03.2012, пункты 27, 35, 86 Правил благоустройства Багарякского сельского поселения, утвержденных Решением собрания депутатов сельского поселения от 08.06.2018 N 35).
При этом, из положений Правил благоустройства всех сельских поселений следует, что к малым архитектурным формам относятся площадки для занятия спортом.
Доводы заказчика, согласно которым Правила благоустройства территорий не являются актуальными, в связи с чем заказчик руководствовался сводом правил "Благоустройство территорий" СНиП III-10-75, не могут быть приняты во внимание.
Так, указанные Правила благоустройства являются действующими, в связи с чем при размещении закупки на выполнение указанных видов работ необходимо руководствоваться данными нормативными правовыми актами, при этом положения СНиПа III-10-75 не содержат исчерпывающего перечня объектов, которые относятся к малым архитектурным формам, указывая лишь на то, что к указанным объектам относятся искусственные элементы садово-парковой композиции (беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие).
Таким образом, из совокупного прочтения положений градостроительного законодательства и Правил благоустройства муниципальных образований, на территории которых необходимо проводить работы, следует, что как виды работ по устройству спортивных площадок, так и объекты обустройства, относятся к благоустройству территорий сельских поселений, направленному на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшение эстетического состояния территории муниципального образования.
Таким образом, с учетом содержания предмета закупки и начальной (максимальной) цены контракта (13 158 940, 80 рублей) заказчик должен установить дополнительны требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 9 Приложения к Постановлению.
Вместе с тем, в извещении о закупке и в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, дополнительные требования при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории в соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению, не установлены, что противоречит пункту 12 части 1 статьи 42, частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 9 Приложения к Постановлению.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены Комиссии Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 июня 2022 г. N 074/06/106-1328/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022