Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 01.06.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "БЕЛЛАТРИКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку рисперидона (таблетки) (извещение N 0369200020522000029), при дистанционном участии представителей ГБУЗ "ОКСПНБ N1" (далее - заказчик) Черкасова П.О., Воронкиной О.Ю., Посеевой Н.Г., действующих на основании доверенностей N 2 от 01.01.2022, N 16 от 27.05.2022, N 1 от 01.01.2022,
в отсутствие представителей ООО "БЕЛЛАТРИКС" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.05.2022 поступила жалоба ООО "БЕЛЛАТРИКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку рисперидона (таблетки) (извещение N 0369200020522000029) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 04.05.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 430 880,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.05.2022 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией рассмотрены заявки участников закупки без учета Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
По мнению ООО "БЕЛЛАТРИКС", указанные действия аукционной комиссии являются необоснованными.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали, что заявки участников закупки рассмотрены аукционной комиссией в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата "рисперидон".
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, рисперидон включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении аукциона установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N 1289, Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Как установлено материалами дела, в закупке участвовало пять участников ООО "Фармлегион", ООО "Фармконтракт", ООО "Беллатрикс", ООО "Челфарм", ООО "Фармпульс".
Участником ООО "Фармлегион" к поставке предложен лекарственный препарат иностранного происхождения (Словения).
В заявках участников ООО "Челфарм", ООО "Фармпульс" содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
Вместе с тем, в заявках участников ООО "Челфарм", ООО "Фармпульс" отсутствуют предусмотренные Постановлением Правительства N 1289 документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Следует отметить, что согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В заявках участников ООО "Фармконтракт", ООО "Беллатрикс" содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (производители ООО "Озон" (Российская Федерация), ЗАО "Канонфарма продакшн" (Российская Федерация).
В целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров ООО "Фармконтракт", ООО "Беллатрикс" в составе заявок представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сертификаты о происхождении товара.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подлежит применению.
С учетом изложенного, заявки участников ООО "Фармлегион", ООО "Челфарм", ООО "Фармпульс", содержащие предложение о поставке препарата иностранного происхождения и приравненные к ним, должны быть отклонены. Однако, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок участников ООО "Фармлегион", ООО "Челфарм", ООО "Фармпульс" требованиям извещения об осуществлении закупки.
Участниками ООО "Фармконтракт", ООО "Беллатрикс" к поставке предлагаются лекарственные препараты, страной происхождения которых является государство-член Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
В соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.
Как следует из материалов дела, ООО "Фармконтракт", предложившим к поставке препарат, страной происхождения которого является государство-член Евразийского экономического союза, в составе заявки не представлены сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Также в составе заявки ООО "Фармконтракт" отсутствуют предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
При этом, согласно материалам дела ООО "Беллатрикс" в составе заявки представлены предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Также в заявке Обществом представлены предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, при отклонении заявок ООО "Фармлегион", ООО "Челфарм", ООО "Фармпульс", содержащих предложение о поставке препарата иностранного происхождения и приравненных к ним, участником, который будет соответствовать условиям допуска, предусмотренным Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "Беллатрикс".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "БЕЛЛАТРИКС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку рисперидона (таблетки) (извещение N 0369200020522000029) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 июня 2022 г. N 074/06/106-1353/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022