Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 03.06.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "АКВА-ПЛЮС", при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" Кильдияровой Н.В., действующего на основании доверенности N 78 от 27.05.2022,
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" Першина С.С., действующего на основании доверенности N 6 от 10.01.2022,
- представителя Администрации города Магнитогорска Бахаревой А.А., действующего на основании доверенности от 01.11.2021,
- представителя Администрации города Магнитогорска Владимировой О.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2021,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.05.2022 поступила жалоба ООО "АКВА-ПЛЮС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 55155-2022-ЭА-1072 на благоустройство территории парка южной части города Магнитогорска. Корректировка проекта (извещение N 0169300000322001092) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.05.2022 Администрация г. Магнитогорска объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МКУ "Управление капитального строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 66 718 235,46 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.05.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "АКВА-ПЛЮС" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно установлено единое требование к участнику закупки о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, так как объект закупки включает в себя работы по благоустройству территории.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения, против доводов жалобы возражали и пояснили, что в извещении о закупке предусмотрены работы по устройству наружного освещения (установка опор) и установке малых архитектурных форм, которые по своему характеру относятся к капитальному ремонту, ссылаясь на письмо заказчика, размещенное в составе извещения о закупке, в связи с чем установлено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Как следует из части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, членство в саморегулируемой организации требуется исключительно при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, за исключением случаев, прямо предусмотренных градостроительным законодательством.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является благоустройство территории парка южной части города Магнитогорска. Корректировка проекта.
Исходя их технической документации (проектно-сметная документация, проект сметы контракта), размещенной в единой информационной системе, следует, что объект закупки включает следующие работы:
- устройство временного проезда (локальная смета 8-1);
- устройство фундаментов под малые архитектурные формы (локальная смета 2-1);
- поставка и установка малых архитектурных форм (локальная смета 2-4);
- наружное освещение (локальная смета 4-1);
- ГП (подготовительные работы) (локальная смета 7-1).
При этом, из проектной документации "Благоустройство территории парка в южной части Челябинская область, г. Магнитогорск". Корректировка проекта. С-2736.03-22 следует, что разделами проектной документации предусмотрены следующие работы:
- монтаж фундаментов под спортивное оборудование и установку лавочек и урн на территории парка;
- устройство детской площадки с геопластикой площадью 1230,4 м2, асфальтового памп-трека площадью 1058,5 м2, спортивной площадки для воркаута и тренажеров площадью 1200 м2, размещение МАФ (скамьи, урны, велопарковки);
- разработка наружного освещения площадок территории сквера южной части города Магнитогорска Челябинской области.
Таким образом, из проектной документации следует, что весь комплекс работ, образующих описание объекта закупки, относится к работам по благоустройству территории г. Магнитогорска.
Более того, пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из пункта 5 Правил благоустройства территории города Магнитогорска, утвержденных Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 31 октября 2017 г. N 146 (далее - Правила), следует, что организация благоустройства территории города предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых с соблюдением периодичности их проведения и в соответствии с установленными Правилами требованиями по уборке территории города, по содержанию фасадов и иных архитектурных элементов зданий, сооружений, некапитальных нестационарных объектов, малых архитектурных форм, других элементов благоустройства, выполнению работ по озеленению территории и содержанию зеленых насаждений, освещению территории, проведению земляных работ при строительстве, ремонте и реконструкции, праздничному оформлению города, иными предусмотренными Правилами требованиями, а также контроль за соблюдением Правил.
При этом, согласно подпункту 10 пункта 4 Правил в перечень работ по благоустройству входит размещение, поддержание в чистоте и в исправном состоянии объектов монументального искусства, малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей и других элементов благоустройства;
Согласно пункту 22 Правил в перечень конструктивных элементов внешнего благоустройства на территории общественных пространств включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, озеленение, скамьи, урны и малые контейнеры для мусора, уличное техническое оборудование, осветительное оборудование, оборудование архитектурно-декоративного освещения, носители информации, элементы защиты участков озеленения (металлические ограждения, специальные виды покрытий и т.п.).
Таким образом, из совокупного прочтения положений градостроительного законодательства и Правил благоустройства города Магнитогорска, на территории которого необходимо произвести работы, следует, что указанные в извещении виды работ по благоустройству территории парка, включая освещение территории парка и установку малых архитектурных форм, относятся к благоустройству общественных пространств городского округа, направленному на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшение эстетического состояния территории муниципального образования.
Доводы заказчика, согласно которым работы по устройству наружного освещения и установке малых архитектурных форм относятся к работам по капитальному ремонту, ссылаясь на письмо заказчика, размещенное в составе извещения о закупке (N 96 от 04.04.2022), не могут быть приняты во внимание.
Так, проектная документация, размещенная в составе извещения о закупке, разработана на выполнение работ по благоустройству территории (парк), включая разделы сметной документации, на которые ссылается заказчик, при этом во взаимосвязи с объектом благоустройства не представляется возможным сделать вывод о том, что объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Следует отметить, что сам предмет закупки, а также содержание технической документации также определяют предмет закупки как благоустройство территории.
Кроме того, в извещении о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 для проведения работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, что также не согласуется с позицией заказчика о капитальном характере работ, составляющих описание объекта закупки.
Таким образом, в нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в требованиях к участнику закупки, содержанию и составу заявки участника закупки необоснованно установлено условие о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что не согласуется с описанием объекта закупки.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "АКВА-ПЛЮС" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июня 2022 г. N 074/06/106-1356/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022