Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта |
|
Хусаинова И.И. - специалиста первого разряда, |
в присутствии представителя заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН - Икасовой Р.В. (доверенность N21-10 от 15.02.2022 г.), Коваль Л.В. (доверенность N20-16 от 30.09.2020 г.) в отсутствие представителя заявителя ИП Меньшикова Р.А., рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ИП Меньшиков Р.А. (вх. N6876/ж от 23.05.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0211100000222000091 на предмет: Создание локальной вычислительной системы в здании клиентской службы (на правах отдела) в г.Байконур",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0211100000222000091 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 29.04.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 924 376,00 руб.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения аукционной документации приходит к следующим выводам.
1) Относительно довода жалобы заявителя о том, что заказчиком не установлено требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, о требованиях, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (Далее Постановление N2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Так, согласно Постановлению N2571, а именно позиции 15 Приложения следует, что заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупочной процедуры при закупке Работ по текущему ремонту зданий, сооружений.
Согласно доводам заявителя, заказчиком в нарушение требований действующего законодательства, не установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Представитель заявителя с доводом жалобы не согласился, пояснив, что предметом закупки является создание локальной вычислительной системы в здании, что не относится к работам по текущему ремонту, в связи с чем, заказчик был не обязан устанавливать требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения сторон, положения извещения, установила следующее.
Согласно Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"_ Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Исходя из толкования ч. 8 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса РФ следует, что текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Кроме того, определение текущего ремонта обозначено в письме Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 <Об определении видов ремонта> текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий.
Комиссия изучив положения извещения установила, что предметом настоящей закупки является создание локальной вычислительной системы в здании заказчика, что согласно приведенным нормам не относится к работам по текущему ремонту, в связи с чем, заказчиком правомерно не установлены требования, предусмотренные положение Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Довод жалобы заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода жалобы заявителя о том, что в сметной документации заказчика установлено наличие и указание на конкретные товарные знаки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам заявителя жалобы в сметной документации обжалуемой закупки установлено наличие и указание на конкретные товарные знаки - Контроллер для интелектуальных патч-панелей Контроллер imVision X, Корпус оптической патч-панели, на 24 порта LC Duplex, многомод, выдвижная, 1U iPatch 360G2, Держатель для 48 сварных соединений 360-LP-Stack-SPT и другие. Вместе с тем, в документах являющихся частью извещения, указание на поставку эквивалентного товара не содержится.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения. Так, согласно пояснения заказчика Создание локальной вычислительной системы в здании клиентской службы (на правах отдела) в г.Байконур осуществляется на основании Проекта (Рабочей документации), который является неотъемлемой частью Извещения о проведении электронного аукциона. Рабочая документация является продуктом разработчика, который содержит сведения в отношении товаров, отвечающих функциональным требованиям создания ЛВС и описание принятых технических и иных решений. Для описания объекта закупки Заказчик использовал Рабочую документацию в неизмененном виде. Включение в объект закупки требований в отношении товаров, отличающихся от товаров, предусмотренных Рабочей документацией означало бы несоблюдение Заказчиком существующего проекта. Наличие проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, послужило основанием для использования при описании объекта закупки указания на товарный знак, поскольку замена требуемого оборудования на "эквивалент" повлечет вероятную несовместимость товаров, подлежащих монтажу в ходе создания ЛВС, и отсутствие взаимодействия таких товаров с другими товарами, используемыми заказчиком на создаваемом объекте, а также невозможность выполнить работы в соответствии с рабочей документацией, что нарушает принцип эффективности закупки.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения сторон, положения извещения, установила следующее.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно пункту 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Таким образом, согласно системному толкованию норм действующего законодательства, исполнитель при осуществлении работ, предусмотренных заключенным контрактом, помимо прочего, должен руководствоваться положениями сметной документации.
Вместе с тем, в случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, то заказчик в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе должен установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
Изучив сметную документацию заказчика, являющеюся частью извещения по вышеуказанной закупке, Комиссия установила, что сметная документация заказчика содержит указание на конкретные товарные знаки - Контроллер для интелектуальных патч-панелей Контроллер imVision X, Корпус оптической патч-панели, на 24 порта LC Duplex, многомод, выдвижная, 1U iPatch 360G2, Держатель для 48 сварных соединений 360-LP-Stack-SPT и другие. Ссылка в извещении на возможность поставки эквивалентного товара отсутствует.
Аналогичная позиция содержится в Письме ФАС России от 26.09.2019 N АК/84149/19 "О рассмотрении обращения".
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Изучив проект контракта Инспекцией было установлено, что указанное положение в данном проекте контракта отсутствует.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Изучив документы являющиеся частью извещения по рассматриваемой закупки установлено, что извещение содержит требования к выполнению закупаемых работ в соответствии с недействующими нормативно-правовыми документами:
- "ВСН 60-89. Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы проектирования" (утв. Приказом Госкомархитектуры СССР от 12.07.1989 N 125) - документ утратил силу с 02 июня 2021 года в связи с изданием Приказ Минстроя России от 02.06.2021 N 351/пр "О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления СССР в сфере строительства".
- "СН 512-78. Инструкция по проектированию зданий и помещений для электронно-вычислительных машин" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 22.12.1978 N 244) (ред. от 24.02.2000) документ утратил силу с 16 ноября 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 N 1850 (ред. от 09.08.2021) "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают требования части 3 статьи 7, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочными нормами на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 25.05.2022 года, на участие в закупочной процедуре было подано две заявки. Цена победителя составила - 8941512,48 рублей, снижение от НМЦК на 30,82 %.
При таких обстоятельствах выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, в связи с чем, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшиков Р.А. (вх. N6876/ж от 23.05.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0211100000222000091 на предмет: Создание локальной вычислительной системы в здании клиентской службы (на правах отдела) в г.Байконур", частично обоснованной по второму доводу.
2. Признать в действиях заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН нарушения требований части 3 статьи 7, пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, части 30 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42, Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Передать материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
М.А. Тимофеев |
|
И.И. Хусаинов |
Исп.: Тимофеев М.А. Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 мая 2022 г. N 016/06/33-853/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022