рассмотрев жалобу ООО "Айди Партнер" (далее - Заявитель) на действия министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Заказчик) при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка системы рентгеновской ортовольтной терапевтической стационарной" (извещение N 0818500000822002956) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба о нарушении Закона о контрактной системе.
ООО "Айди Партнер" в жалобе указывает, что в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлены технические характеристики под определенную модель, а именно: аппарат рентгенотерапевтического "ТЕРАД 200".
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представителя Уполномоченного органа и Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что "Описание объекта закупки" составлено в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.xls", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.xlsx", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее применению.docx".
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к нижней температурной границе рабочей температуры, а именно:
Требуемый показатель |
Требуемое значение |
Предлагаемые характеристики Аппарата рентгеновского стационарного терапевтического Рентген-ТА 150/10 |
Система охлаждения, максимальная рабочая температура, оС |
Не менее 45 |
40 |
Так, максимальная рабочая температура Рентген-ТА 150/10 поднимается не более 40 о С, что является показателем более эффективной работы системы охлаждения. Более того широкий угол раствора снижает мощность дозы на очаг, так как значительная часть излучения поглощается стенками аппликаторов.
Представители Заказчика с указанным доводом не согласились, из пояснений следует, что имеется в виду не внешняя рабочая температура или температура оборудования, а температура в охлаждающем контуре (есть контуры закрытого типа, когда определенный объем жидкости для охлаждения заливается в контур и циркулирует по нему, и есть контуры, подключаемые к водопроводной системе), который отвечает за охлаждение отдельных частей оборудования.
Соответственно указанный Заявителем параметр отвечает за определение температуры, при которой система охлаждения будет эффективно справляться с нагрузками. С учетом того что Краснодарский край является южным регионом, где температуры в летний период могут достигать значений сильно выше средних, параметр показателя температурного режима, при котором система охлаждения будет справляться и аппарат будет бесперебойно работать - тем лучше, чем выше данный параметр. Соответственно требование не менее 450С будет лучше, чем не менее 400С.
Приведенный Заявителем пример аппарата Рентген-ТА 150/10 не является единственным аппаратом с мощностью до 160 кВ. Под данное техническое задание также проходит оборудование производителя Wolf Medizintechnic GmbH - T-160.
Таким образом заявление о том, что технические характеристики подходят одному производителю не находит своего подтверждения.
Заявитель указывает, что в разделе "Аппликаторы" Заказчиком установлены требования характерные только для оборудования марки ТЕРАД 200" производства АДАНИ:
Требуемый показатель |
Требуемое значение |
Аппарат рентгеновский Стационарный терапевтический Рентген-ТА 150/10 |
Аппликатор с РИП 50 Размером 4х4 см (Закрытый) |
Наличие |
Отсутствие |
Аппликатор с РИП размером 6х6 (Закрытый) 50 см |
Наличие |
Отсутствие |
Аппликатор с РИП 40 размером 6х8 см (Закрытый) |
Наличие |
Отсутствие |
Аппликатор с РИП 40 размером 6х8 см (Закрытый) |
Наличие |
Отсутствие |
Аппликатор с РИП 40 размером 8х10 см (Закрытый) |
Наличие |
Отсутствие |
Аппликатор с РИП 40 размером 10х10 см (Закрытый) |
Наличие |
Отсутствие |
Аппликатор с РИП 40 размером 10х15 см (Закрытый) |
Наличие |
Отсутствие |
Описанные Заказчиком аппликаторы характерны только для оборудования компании ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ", а именно - для аппарата рентгенотерапевтического "ТЕРАД 200", которые используются для лечения неопухолевых заболеваний в ревматологии. Между тем, для аппаратов "Рентген-ТА 150/10" производства ООО "СпектрАп" доступно более 40 штук аппликаторов на выбор Заказчика, различной формы, размеров и РФП (расстояние фокус-поверхность), позволяющие реализовывать основные клинические задачи.
Также Заявитель указывает, что Разделе "Фильтры" Заказчиком установлены требования к фильтрам, необходимы для получения конкретного спектра энергий (мощности дозы) на конкретном аппарате. Требуемые по техническому заданию фильтры описывают частное технологическое решение для оборудования компании ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ" и являются стандартным набором только для аппарата рентгенотерапевтического "ТЕРАД 200". Установленное требование не отражается на качестве, скорости, эффективности клинического использования, и на итоговом результате лечения.
Требуемый показатель |
Требуемое значение |
Предлагаемые характеристики Аппарата рентгеновского Стационарного терапевтического Рентген-ТА 150/10 |
Фильтр 0,5 Al |
Наличие |
Фильтр 0,7 Al |
Фильтр 1,0 Al |
Наличие |
Фильтр 1,2 Al |
Фильтр 2,0 Al |
Наличие |
Фильтр 1,6 Al |
Фильтр 4,0 Al |
Наличие |
Фильтр 1,8 Al |
С указанными доводами представитель Заказчика также не согласился, из представленных пояснений следует, что в соответствии с информацией предоставленной производителем по требованию могут быть изготовлены фильтры с другим материалом фильтра и изменено соотношение между типом фильтра и напряжением генерирования рентгеновского излучения. Тубусы изготавливаются с расстоянием "фокус - поверхность" от 15 см до 30 см. По требованию могут быть изготовлены тубусы с другим КФР и формой выходного отверстия.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлено требование к типу крепления аппарата, который характерен для аппарата ТЕРАД 200 (АДАНИ).
Тип крепления |
Потолочное или стационарный напольно-настенный |
Передвижной напольный штатив |
Передвижной напольный штатив аппарата рентгеновского стационарного терапевтического Рентген-ТА 150/10 позволяет установить аппарат в любом удобном месте процедурной кабинета и не требует дополнительных работ при монтаже.
Из пояснений Заказчика следует, что у Рентген-ТА 150/10 существует два варианта исполнения, а именно: с напольным стационарным штативом и передвижным, что не соответствует установленным требованиям.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование:
Диапазон вертикальных перемещений рентгеновской трубки, мм |
Не менее 470 - 1450 |
Диапазон вертикальных перемещений фокуса рентгеновской трубки 430 - 1510 мм |
Указанное требование к диапазону вертикальных перемещений фокуса рентгеновской трубки копирует технические характеристики для аппарата рентгенотерапевтического "ТЕРАД 200", что ограничивает возможность участия оборудования "Рентген-ТА 150/10".
С указанным доводом представитель Заказчика не согласился, из представленных пояснений следует, что в параметре подразумевается именно диапазон, в который проходит как аппарат Рентген ТА 150/10, так и аппарат Wolf Medizintechnic GmbH - T-160.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование к креслу для укладки пациента, которое соответствует аппарату рентгенотерапевтическому "ТЕРАД 200":
Диапазон вертикального перемещения, см |
Не менее 44 - 98 |
53-93 |
Кресло с возможностью фиксации положения головы |
Наличие |
нет |
Представитель Заказчика пояснил, что кресло пациента не является уникальным решением производителя ЛИНЕВ АДАНИ. На рынке представлено множество других решений от различных производителей, например: https://www.us-medica.ru/massage-tables/massage-tables-stationary/lux.php
Также Заказчик пояснил, что для достижения поставленных целей и в рамках, возложенных на лечебное учреждение обязанностей, Заказчик установил в "Описании объекта" технические, функциональные и качественные характеристики товара, которые наилучшим образом удовлетворят его потребности, учитывая специфику дальнейшего применения закупаемого оборудования и специальный контингент пациентов.
Руководствуясь необходимостью оказания высокотехнологичной медицинской помощи Заказчиком сформирована именно указанная в описании объекта закупки комплектация оборудования.
Заказчиком установлены требования к медицинскому оборудованию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, оказания квалифицированной медицинской помощи.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Установление определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников электронного аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствуют о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничения Заказчиком числа участников закупки. Также следует отметить, что предметом торгов является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, Поставщиком товара может быть любое лицо, в том числе и не производитель товара.
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2021 N Ф 08-11874/21 по делу N А32-43480/2020 указано, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента. Суды при проверке законности обжалуемых актов антимонопольного органа не учли возможность нарушение прав третьих лиц-пациентов, учитывая специфику закупаемого товара.
Законодателем обозначен приоритет ориентирования медицинских организаций, в первую очередь, на качество оказываемых услуг. Описание объекта закупки разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций и потребностей пациента. Объект закупки, в том числе характеристики подлежащего к поставке товара, определяются исходя из потребностей пациента, нацелены на оказание неотложной и экстренной медицинской помощи при заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Айди Партнер" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822002956).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2022 г. N 371/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022