Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 23.05.2022 N 212 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Газпроектстрой" (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" администрации г. Белгорода (доверенность от 07.02.2022 г.), уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации г. Белгорода, представителя заявителя -ООО "Газпроектстрой" (доверенность от 24.05.2022 г.), рассмотрев материалы дела N 031/06/42-273/2022 по жалобе ООО "Газпроектстрой" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных работ и инженерных изысканий по объекту: "Благоустройство общественных пространств в г. Белгороде" (Центральный парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина; ул. 50-летия Белгородской области; Набережная рек Везелка и Северский Донец; Лесопарк "Архиерейская роща") (N закупки 0126300035822000481), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Газпроектстрой" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных работ и инженерных изысканий по объекту: "Благоустройство общественных пространств в г. Белгороде" (Центральный парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина; ул. 50-летия Белгородской области; Набережная рек Везелка и Северский Донец; Лесопарк "Архиерейская роща") (N закупки 0126300035822000481) (далее - Конкурс).
Из жалобы следует, что в извещении о проведении Конкурса установлены излишние требования к участнику закупки о членстве СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Заказчик - МКУ "Управление капитального строительства" администрации г. Белгорода представил возражение на жалобу ООО "Газпроектстрой", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Газпроектстрой", ознакомившись с представленным возражением приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 07.05.2022 размещено извещение об осуществлении Конкурса с приложениями.
Объект закупки - выполнение проектных работ и инженерных изысканий по объекту: "Благоустройство общественных пространств в г. Белгороде" (Центральный парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина; ул. 50-летия Белгородской области; Набережная рек Везелка и Северский Донец; Лесопарк "Архиерейская роща").
Начальная (максимальная) цена контракта - 183 346 267,50 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Газпроектстрой" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 2571).
Извещением к Конкурсу в Приложении N 4 "Требования к участникам закупки" установлены Единые требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - наличие членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (с учетом требований, ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе - наличия опыта у участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа) в соответствии с позицией 6 Постановления 2571 "Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности", а именно:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам аукциона, указанным в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Членами саморегулируемой организации могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, предусмотренных п. 1,2, ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ).
Согласно Приложению N 5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению", являющимся приложением к извещению о проведении Конкурса, документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям является выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.
Как следует из письменного пояснения Заказчика объектом закупки является выполнение комплекса работ, из которых часть выполняемых работ относится к виду работ, предусмотренному понятию - благоустройство территории (п. 36 ст. 1 ГрК РФ), в связи с чем закупка производится как благоустройство территорий.
Вместе с этим, согласно технической части конкурсной документации, включая задание на проектирование, в объем выполняемых работ входят виды работ, которые относятся к работам по подготовке проектной документации объектов капитального строительства.
Приложение N 1 "Описание объекта закупки" содержит в себе задание на проектирование.
Согласно пунктам 1.14., 2.1., 2.3., 2.5. задания на проектирование Исполнителю необходимо выполнить проектно-сметную документацию, в том числе, и на объектах капитального строительства:
- выполнить изыскательские работы и инженерные изыскания;
- выполнить ПСД на прокладку инженерных сетей ко всем объектам благоустройства (в том числе капитальным и некапитальным строениям, МАФ) в соответствии с концепцией;
- выполнить (при необходимости) разработку проектной документации на защиту/переустройство (вынос) инженерных коммуникаций, попадающих в зону производства работ;
- проектом предусмотреть мероприятия по отводу дождевых и талых вод с благоустраиваемой территории;
- при проектировании наружного освещения тип светильников и шаг опор определить по расчету. Обеспечить прокладку кабельных линий подземным способом. Проектные решения согласовать;
- проектные решения должны быть выполнены с учетом доступа ко всем объектам маломобильных групп населения всех категорий;
- проектные решения должны обеспечивать выполнение противопожарных требований, требований антитеррористической защищенности в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами;
- предусмотреть видеонаблюдение на территории благоустройства;
- увязать проектные решения с существующей документацией по планировке территории.
Указанные виды работ включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624, предусматривающий обязательное членство в СРО
Также такие виды работ, как, устройство отвода дождевых и талых вод, инженерных сетей, линий электроосвещения имеют все признаки линейного объекта согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и относятся к объектам капитального строительства.
Как пояснил Заказчик, указанные работы, требующие наличия членства СРО, не могут быть выполнены обособленно от других видов работ, необходимых для выполнения всего комплекса работ по проектированию благоустройства территорий.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, из совокупности указанных норм следует, что выполнение указанных видов работ предусматривает обязательное членство в СРО участника закупки.
При указанных обстоятельствах действия Заказчика не противоречат нормам Законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Газпроектстрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 27 мая 2022 г. N 031/06/42-273/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022