Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" (далее - ООО "ТД "Гермес", заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская клиническая больница" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРКБ", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ТД "Гермес" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская Республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) (извещение N 0816500000622008522), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТД "Гермес" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "ТД "Гермес" следует, что:
1) Заказчиком не применен код КТРУ соответствующий предмету электронного аукциона, вследствие чего установлены дополнительные характеристики в описании объекта закупки вопреки действующему законодательству о контрактной системе.
2) Заказчик установил противоречащие характеристики по пунктам 1.1.1 и 1.2.3 Описания объекта закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы установила следующее:
1. Извещение N 0816500000622008522 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 18.05.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Предмет закупки - поставка медицинского оборудования (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела);
4. Начальная (максимальная) цена контракта - 74 404 333,33 рублей;
5. По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ТД "Гермес" обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод жалобы о том, что заказчиком не применен код КТРУ соответствующий предмету электронного аукциона, вследствие чего установлены дополнительные характеристики в описании объекта закупки вопреки действующему законодательству о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования КТРУ, установленными в соответствии порядком формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правилами использования КТРУ, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; <_>.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее- ОКПД2).
При формировании объекта закупки Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом Комиссия УФАС отмечает, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Из сведений извещения и электронных документов электронного аукциона следует, что предметом закупки является поставка медицинского оборудования (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела).
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям содержится в Приложении N 1 Описание объекта закупки к извещению.
В рассматриваемом случае Заказчиком по необходимому товару "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" определен следующий код по ОКПД2: 26.60.11.119 "Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях".
На заседании Комиссия УФАС установила, что вышеуказанная позиция включена в КТРУ.
Так, например, в КТРУ содержится позиция "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" соответствующая коду 26.60.11.119-00000024.
При этом с 22.12.2021 установлено обязательное применение сведений вышеуказанной позиции КТРУ при формировании объекта закупки.
Исходя из изложенного, на основании имеющихся сведений, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в рассматриваемом случае неправомерно не выбран код позиции КТРУ, что повлекло к нарушению правил описания объекта закупки.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Данный объект закупки входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, в связи с чем у Заказчика, на основании пункта 5 Правил, отсутствует возможность применения в описании объекта закупок дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товаров, не предусмотренных позицией КТРУ.
Извещением установлено в том числе следующее:
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении об электронном аукционе установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с требованиями Постановления N878.
Таким образом, учитывая, что объект закупки включен в позиции КТРУ, а также учитывая установление заказчиком ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с требованиями Постановления N878, то заказчику при описании объекта закупки следовало включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно не применившего позиции КТРУ и установившего дополнительные характеристики при описании объекта закупок, приводят к невозможности надлежащего применения ограничений, предусмотренных Постановлением N 878.
Довод жалобы ООО "ТД "Гермес" признан обоснованным, заказчик признан нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
2. Довод жалобы ООО "ТД "Гермес" о том, что заказчик установил противоречащие показатели к одной характеристике по пунктам 1.1.1 и 1.2.3 Описания объекта закупки, признан обоснованным на основании следующего:
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Вместе с тем, в описании объекта закупки к одной характеристики установлены отличные друг от друга показатели:
N п/п |
Наименование товара и/или наименование характеристика товара |
Минимальное значение |
1 |
Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела |
|
1.1.1 |
Апертура Гентри |
720 |
1.2.3 |
Диаметр отверстия гантри |
700 |
В ходе рассмотрения дела, представитель заказчика согласился, что данный показатель соответствует одной характеристике, вместе с тем, также пояснил, что данный показатель не мог ввести в заблуждение участников закупки.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России, принимая во внимание, что фактически к одной характеристике указаны разные минимальные значения, приходит к выводу, данное описание объекта закупки нельзя считать корректным и соответствующим правилам описания объекта закупки.
Довод жалобы признан обоснованным. Заказчик признан нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "ТД "Гермес" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТД "Гермес" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская Республиканская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) (извещение N 0816500000622008522) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела) (извещение N 0816500000622008522) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 мая 2022 г. N 014/06/48-726/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022