Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6258 от 19.05.2022) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона на поставку противогазов.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 994 750,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком направлен победителю закупки (ООО "ТрейдПасс") проект контракта в отсутствие характеристик предлагаемого товара, соответствующих показателям в описании объекта закупки без учета требований Извещения и Описания объекта закупки.
Заявитель считает, что победителем был предложен противогаз, отличающийся по характеристикам требованиям Извещения, в результате чего при приемке будет установлено, что его технические характеристики товара не соответствуют спецификации.
Комиссия выявила, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 2 заявки (Заявителя (предложение цены 2 105 288,75 руб.) и ООО "ТрейдПасс" (предложение цены 2 090 315,00 руб.), обе заявки были признаны соответствующими и поскольку ООО "ТрейдПасс" предложена наилучшая цена он был признан победителем.
18.05.2022 в 18:10 (МСК) проект Контракта направлен Заказчиком посредством электронной площадки в адрес ООО "ТрейдПасс".
Согласно пп. "д" п.1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Описание объекта закупки было размещено Заказчиком в ЕИС в отдельном файле, в нем же содержаться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки - противогазов.
Таким образом, размещаемый Заказчиком в ЕИС контракт должен содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Объектом закупки являлся противогаз ГП-7, ООО "ТрейдПасс" предложен к поставке противогаз ГП-7Б.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки победитель закупки должен был указать в своей заявке конкретные характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям в описании объекта закупки.
В свою очередь Заказчик должен был включить в контракт характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки.
Комиссия Ленинградского УФАС России выявила, что в размещенном 18.05.2022 проекте контракте характеристики предлагаемого товара - противогазов ГП-7Б, соответствующие показателям в описании объекта закупки, отсутствуют (Спецификация к Контракту содержит только наименование товара и количество).
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе ввиду отсутствия условиях, которые изначально были определены Извещением о проведении электронного аукциона.
Довод Заявителя о том победителем будет привезен товар, отличающийся требованиям Извещения не может быть проверен Комиссией Ленинградского УФАС в полной мере, поскольку вышеуказанные аргументы могут быть проверены исключительно при приемке товара, а поскольку данного события не произошло, то доводы жалобы в данной части не могут являться обоснованными, поскольку построены не на документально подтверждённых сведениях, а на гипотетических предположениях.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия установила, извещение Заказчика содержит 2 (две) инструкции по заполнению заявки, а именно:
1) Microsoft Word Document Приложение N4 Требования к заявке и инструкция по ее заполнеию.docx содержит пункт: "2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ
Подачу заявки по типовой форме заявки обеспечивает оператор электронной площадки (п. 14 Дополнительных требований к операторам электронной площадки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656).
Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки до окончания установленного срока подачи заявок на участие в закупке.
Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара (выполнение работы, оказание услуги) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с 44-ФЗ оператору электронной площадки.
Укажите наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Если вы предлагаете к поставке товар, аналогичный указанному в описании объекта закупки, но с отличным товарным знаком, или товар, в отношении которого в описании объекта закупки отсутствует товарный знак, составьте документ, содержащий конкретные характеристики показателей данного товара. Эти показатели должны соответствовать показателям в описании объекта закупки. Такой документ можно составить в свободной форме. В нем укажите информацию о товарном знаке (при наличии таких сведений).
Вы можете приложить эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, предлагаемого к поставке.
Участник закупки выражает согласие на поставку Товара с характеристиками, указанными в Приложении N2 Проекта Контракта.
Заполняйте шаблоны и загружайте документы в соответствии с инструкциями и регламентом электронной площадки".
2) Microsoft Word Document Приложение N 1 Описание объекта закупки (с изменениями).docx содержит: "ИНСТРУКЦИЯ по заполнению заявки
Участник электронного аукциона:
1) Выражает согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, а также соглашается с характеристиками товара, указанными в Приложении N 2 проекта контракта (что является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе). Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
2) Указывает наименование страны происхождения товара, которое рекомендуется указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны носить предположительный характер, а также не должны сопровождаться словами "не более", "не менее", "не менее_ и не более_", "_или_" и допускать разночтения или двусмысленное толкование".
Проанализировав вышеуказанное, Комиссия приходит к выводу, что наличие двух инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не предусмотрено Законом о контрактной системе, что в рассматриваемом случае свидетельствует об отсутствии однозначного порядка предоставления сведений, то есть требования в отношении товара, требуемого Заказчику сформулированы таким образом, что участникам и контролирующему органу необходимо сопоставлять инструкции между собой, в таком случае есть вероятность соблюсти требования одной инструкции и не соблюсти другую.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Балама" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика пунктов п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 мая 2022 г. N 047/06/49-1358/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022