Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Центр безопасности дорожного движения":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ТЭС Инновации", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6409 от 24.04.2022) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по оснащению стационарных рубежей автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 101 945 250,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2022 N ЭА-412/22 заявка Заявителя (N 1742083) отклонена по следующим основаниям:
"1. Основание отклонения:
Отклонение по п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ.
Обоснование решения:
- в нарушение требований пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части несоответствия информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно, характеристики предлагаемого участником закупки товара, поставляемого при выполнении работ, не соответствуют показателям, установленным в Приложении N 8 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона), например по показателям:
- "Максимальный предел абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру в сторону увеличения" участником закупки предложено значение "1 с.", тогда как в соответствии с Приложением N 8 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) установлено требование "менее 0,06 с.";
- "Максимальный предел абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру в сторону уменьшения" участником закупки предложено значение "1 с.", тогда как в соответствии с Приложением N 8 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) установлено требование "не более 0,05 с.".
Согласно п. 3.1.2 и п.3.1.3 Инструкции по заполнению, значения показателей должны быть представлены участником меньше указанных Заказчиком значений.
2. Основание отклонения:
Отклонение по п.4 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ.
Обоснование решения:
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункта 3 Раздела I Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению в составе заявки Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка. В заявке участника не представлены документы и (или) информация содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются Российская Федерация, а также государства - члены Евразийского экономического союза".
Комиссия установила, что по товару спорному товару "Стационарный Комплекс автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации" установлено требование к значениям показателей:
- "Максимальный предел абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру в сторону уменьшения" - "не более 0,05 с.";
- "Максимальный предел абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру в сторону увеличения": "менее 0,06 с."
В заявке Заявителя по указанным значения по данным показателям были заполнены следующим образом:
- "Максимальный предел абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру в сторону увеличения: 1 с."
- "Максимальный предел абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру в сторону уменьшения: 1 с."
Инструкцией по заполнению характеристик установлены положения по заполнению значений конкретных показателей товаров (далее - Инструкция).
Так, согласно положениям Инструкции:
"1.1.3. Требования к значению показателя - обозначение требования к значению показателя, используемое Заказчиком для установления требований к минимальным и/или максимальным значениям, неизменяемым значениям (в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе) или вариантам значений (в соответствии с письмом ФАС России, от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14) показателей. В состав требования к значению показателя также входят значения, требования к которым устанавливаются Заказчиком. К таким значениям относятся установленные в Приложении N 8 к Описанию объекта закупки, в том числе численные, буквенные, словесные обозначения, установленные на основании нормативно-технической документации, а также данных производителей соответствующих товаров с целью определения характеристик товара, соответствующих потребностям Заказчика. Описание значений используемых формулировок, слов и словосочетаний, с помощью которых установлены требования, установлено в разделах 3 и 6 настоящего порядка (инструкции) по заполнению;
3.1. Требования к минимальным и/или максимальным значениям показателей в соответствии с п. 1.1.3 раздела 1 настоящего порядка (инструкции) по заполнению установлены Заказчиком с использованием следующих формулировок:
3.1.1. "Более", "выше" - значения показателей должны быть представлены участником больше указанных в соответствии с п. 1.1.3 раздела 1 настоящего порядка (инструкции) по заполнению. Например, установление требования к значению показателя "Более 5 мм" означает, что участник должен предоставить, к примеру, значение "5,1 мм" или "6 мм", если такое значение не противоречит положениям п. 4.6 раздела 4 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
3.1.2. "Менее", "ниже" - значения показателей должны быть представлены участником меньше указанных в соответствии с п. 1.1.3 раздела 1 настоящего порядка (инструкции) по заполнению. Например, установление требования к значению показателя "Менее 5 мм" означает, что участник должен предоставить, к примеру, значение "4,9 мм" или "3 мм", если такое значение не противоречит положениям п. 4.6 раздела 4 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
3.1.3. "Не более", "не выше" - значения показателей должны быть представлены участником меньше указанных, или равные им, в соответствии с п. 1.1.3 раздела 1 настоящего порядка (инструкции) по заполнению. Например, установление требования к значению показателя "Не более 5 мм" означает, что участник должен предоставить, к примеру, значение "5 мм" или "4 мм", если такое значение не противоречит положениям п. 4.6 раздела 4 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
3.1.4. "Не менее" - значения показателей должны быть представлены участником больше указанных, или равные им, в соответствии с п. 1.1.3 раздела 1 настоящего порядка (инструкции) по заполнению. Например, установление требования к значению показателя "Не менее 5 мм" означает, что участник должен предоставить, к примеру, значение "5 мм" или "6 мм", если такое значение не противоречит положениям п. 4.6 раздела 4 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
3.1.5. Значения показателей, установленные с помощью вышеуказанных формулировок, должны быть представлены в виде конкретных значений показателей в соответствии с п. 2.1 раздела 2 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
3.1.6. В случае, если вышеуказанные формулировки использованы совместно при установлении требования к значению показателя и разделены союзом "и", участник должен указать одно конкретное значение показателя с учетом определений к формулировкам, с помощью которых установлены такие требования, в соответствии с п. 2.1 раздела 2 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
3.1.8. При установлении требований к нижней и верхней границам диапазона возможных значений показателей с использованием предлогов "от" и "до", участник должен предоставить одно конкретное значение показателя, при этом предлог "от" следует понимать как установление требования с использованием слова "не менее", то есть как требование о предоставлении конкретного значения, равного или превышающего установленное Заказчиком, а предлог "до" как требование с использованием слова "менее", то есть как требование о предоставлении конкретного значения показателя, меньшего, чем установленное Заказчиком, при этом если требование к нижней и верхней границам диапазона возможных значений установлено с использованием союза "и", разделяющего требования к верхней и нижней границам диапазона, участник должен указать диапазон конкретных значений показателя в соответствии с п. 2.2 раздела 2 настоящего порядка (инструкции) по заполнению".
Из указанных положений Инструкции следует, что при установлении требований к значениям показателем, содержащим слова "Более", "выше", "Менее", "ниже", "Не более", "не выше" потенциальному участнику необходимо руководствоваться положениями Инструкции под номерами 3.1.1-3.1.4, указав в заявке одно конкретное значение меньше/больше или равное заявленному в требованиях Заказчиком.
Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии, а также в материалы дела не представил доказательств неправомерных действий аукционной комиссии в части отклонения его заявки.
Таким образом, Заявителем предоставлены значения конкретных показателей товара не в соответствии с Инструкцией.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что В соответствии с пунктом 3.37 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ ФАС России NN 727/14): "В случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе".
Таким образом, изучив представленные в материалы дела документы, а также электронные документы, входящие в состав извещения об осуществлении закупки, Комиссия приходит к выводу, что в действиях комиссии Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТЭС Инновации" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 мая 2022 г. N 047/06/49-1383/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022