Резолютивная часть решения объявлена 27.05.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 01.06.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии от государственного заказчика - "_":
- "_" действующая на основании доверенности от 25.05.2022 года,
рассмотрев обращение (вх. N 1991 от 13.05.2022 года, дополнительные документы вх. N 2082 от 19.05.2022 года) "_" (далее государственный заказчик) о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося закрытого электронного аукциона N "_" "_",
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961 (далее Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 20.05.2022 года N 144 в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) назначено проведение внеплановой документарной проверки закрытого электронного аукциона N "_".
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика направлено уведомление о месте и времени рассмотрения обращения.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, указанные в обращении о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/93-12/2022, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, проведя внеплановую документарную проверку закрытого электронного аукциона N "_" Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему:
Государственным заказчиком - "_" 21.03.2022 года в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "АСТ ГОЗ" размещено приглашение принять участие в закрытом электронном аукционе N "_" "_", начальная (максимальная) цена контракта: 2 296 000,00 рублей.
Согласно протоколу N "_" от 31.03.2022 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в закрытом электронном аукционе не было подано ни одного запроса в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе закрытый электронный аукцион N "_" признан не состоявшимся.
13.05.2022 года (вх. N 1991) "_" обратилось в адрес Тывинского УФАС России с заявлением о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком - "_" ИНН: "_" (далее "_").
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии "_" требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе статье 31 Закона о контрактной системе, а также согласие "_" заключить государственный контракт на "_" на условиях, указанных в приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе и документации закрытого электронного аукциона N "_", и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе N "_".
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 2 части 2, частями 3 и 4 статьи 77 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
В силу пункта 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961 установлен предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно 1 тыс. рублей - при признании открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме несостоявшимися в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Федерального закона, а также при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), признанного несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 (в случаях, предусмотренных подпунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе), 2 и 3 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом при выявлении в результате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части условий контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольный орган в сфере закупок выдает предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе. Такое предписание в соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе должно содержать действия, которые должны быть совершены лицом, получившим такое предписание, при заключении контракта.
Контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Законом о контрактной системе срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
В ходе рассмотрения обращения "_" оснований для отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных пунктом 13 Правил, не установлено.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе закрытый аукцион проводится в порядке, установленном частями 1 - 9 статьи 73 настоящего Федерального закона для проведения закрытого конкурса и настоящей статьей.
В силу подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "в", "д", "е", "з" - "к", "м" - "п" пункта 1, пунктами 2 и 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
В пункте "г" пункта 2 документации закрытого электронного аукциона N "_" установлено требование о предоставлении участником закупке в составе заявки: "Копии действующего регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Министерства здравоохранения Российской Федерации) или сведения о действующем регистрационном удостоверении на медицинское изделие, в случае, если информация о нем размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Министерства здравоохранения Российской Федерации) (основание: статья 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан")".
Как было указано выше объектом закупки закрытого электронного аукциона N "_" являются "_", а не поставка изделий медицинского назначения.
На основании изложенного, государственный заказчик - Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Тыва" установив в документации закрытого электронного аукциона N "_" требование о предоставлении участником закупке в составе заявки регистрационного удостоверения на медицинское изделие нарушил требования подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Указанное постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 не содержит требований к участникам закупки предметом которых являются "_".
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе при применении закрытых конкурентных способов заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 13 и 15 - 23 части 1 и подпунктами 1 - 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в пункте 15 документации закрытого электронного аукциона N "_" установлено дополнительное требование к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе без его конкретизации и предоставляемых в составе заявки документов.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - "_" установлено нарушение части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления в документации закрытого электронного аукциона N "_" дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что допущенные нарушения подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 74, нарушение части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты закрытого электронного аукциона, так как указанные нарушения законодательства о контрактной системе не ограничивают право на заключения контракта с "_", в связи с чем, основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в аукционную документацию, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 12 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА
1. Согласовать "_" заключение государственного контракта на оказание автотранспортных услуг по перевозке граждан, призванных на военную службу с "_" (ИНН: "_") на условиях, указанных в приглашении принять участие в закупке N "_" и документации электронного аукциона N "_" и по цене не превышающую начальную (максимальную) цена государственного контракта, предусмотренную приглашением принять участие в закупке N "_" и документацией электронного аукциона N "_".
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - "_":
2.1 нарушение подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации закрытого электронного аукциона N "_" требования о предоставлении в составе заявки на участие в закрытом аукционе копии действующего регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Министерства здравоохранения Российской Федерации) или сведения о действующем регистрационном удостоверении на медицинское изделие, в случае, если информация о нем размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Министерства здравоохранения Российской Федерации) (основание: статья 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан");
2.2. нарушение части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации закрытого электронного аукциона N "_" дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закрытого аукциона в электронной форме N "_" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе государственному заказчику - "_" и оператору электронной торговой площадки - ООО "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" не выдавать.
4. Государственному заказчику - "_" в течение 3-х рабочих дней со дня заключения государственного контракта "_" (ИНН: "_") представить в адрес Тывинского УФАС России надлежащим образом заверенную его копию.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 1 июня 2022 г. N 017/06/93-12/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022