Резолютивная часть решения объявлена 27.05.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 01.06.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии от государственного заказчика - "_":
- "_" действующая на основании доверенности от 25.05.2022 года,
рассмотрев обращение (вх. N 2012 от 16.05.2022 года, дополнительные документы вх. N 2083 от 19.05.2022 года) "_" о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося закрытого электронного аукциона N "_" "_",
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961 (далее Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 20.05.2022 года N 145 в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) назначено проведение внеплановой документарной проверки закрытого электронного аукциона N "_".
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика направлено уведомление о месте и времени рассмотрения обращения.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, указанные в обращении о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/93-13/2022, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, проведя внеплановую документарную проверку закрытого электронного аукциона N "_" Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему:
Государственным заказчиком - "_" 20.04.2022 года в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "АСТ ГОЗ" размещено приглашение принять участие в закрытом электронном аукционе N "_" "_", начальная (максимальная) цена контракта: 590 000,00 рублей.
Согласно протоколу N "_" от 29.04.2022 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в закрытом электронном аукционе не было подано ни одного запроса в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе закрытый электронный аукцион N "_" признан не состоявшимся.
16.05.2022 года (вх. N 2012) "_" обратилось в адрес Тывинского УФАС России с заявлением о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком - "_" ИНН: "_" (далее - "___").
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии "___" требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, согласие "___" заключить государственный контракт на оказание услуги по охране объекта с использованием тревожной кнопки на условиях, указанных в приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе и документации закрытого электронного аукциона N "...", и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в приглашении принять участие в закрытом электронном аукционе N "...", а также документы, подтверждающие соответствие единственного поставщика требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 2 части 2, частями 3 и 4 статьи 77 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
В силу пункта 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961 установлен предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно 1 тыс. рублей - при признании открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме несостоявшимися в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Федерального закона, а также при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), признанного несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 (в случаях, предусмотренных подпунктами 3 - 6 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе), 2 и 3 части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом при выявлении в результате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части условий контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольный орган в сфере закупок выдает предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе. Такое предписание в соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе должно содержать действия, которые должны быть совершены лицом, получившим такое предписание, при заключении контракта.
В силу пункта 13 Правил - контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Законом о контрактной системе срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной при применении закрытых способов заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 13 и 15 - 23 части 1 и подпунктами 1 - 6 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Указом Президента Российской Федерации N "_" от "_" года утверждено Положение о "_" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения - "_" являются территориальными органами "_".
Пунктом 2 Перечня объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N "_" от "_" года предусмотрено, что здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории, используемые организациями, подведомственными "_" подлежат охране государственными охранными предприятиями.
В подпункте 1 пункта 15 документации закрытого электронного аукциона N "..." установлено: "Участник закрытого электронного аукциона должен соответствовать единым требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Наличие лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом с правом оказания:
- охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственным ведении, оперативном управлении или доверительном, а также по обеспечению внутри объектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим оказание подобных услуг, наличие лицензии на осуществление охранной деятельности, наличие технической возможности приема объектов под централизованное наблюдение, наличие автотранспорта, наличие группы задержания (немедленного реагирования).", что не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации N 587 от 14.08.1992 года.
Таким образом, государственный заказчик - "..." не установив в документации закрытого электронного аукциона N "..." требование к участникам закупки о наличии права на осуществление охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587 нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 года N 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил - типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 Правил - разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правилами, Приказом Росгвардии от 01.06.2020 года N 149 утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг и информационная карта типового контракта на оказание охранных услуг.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком - "_" при проведении закрытого электронного аукциона N "..." не применены положения типового контракта, что является нарушением части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Указанное постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 не содержит требований к частникам закупки предметом которых являются "_".
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе при применении закрытых конкурентных способов заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 13 и 15 - 23 части 1 и подпунктами 1 - 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в пункте 15 документации закрытого электронного аукциона N "..." установлено дополнительное требование к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе без его конкретизации и предоставляемых в составе заявки документов.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - "_" установлено нарушение части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления в документации закрытого электронного аукциона N "..." дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как было указано выше, одним из оснований для отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является установление требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом вышеизложенного, обращение "_" о согласовании заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов с использованием тревожной кнопки с "___" по результатам несостоявшегося закрытого аукциона в электронной форме N "_" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 13 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 года N 961, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА
1. Отказать "_" в согласовании заключения государственного контракта на оказание услуг "_" с "_" (ИНН: "_") по результатам несостоявшегося закрытого электронного аукциона N "...".
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - "_" нарушения:
2.1. пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в документации закрытого электронного аукциона N "..." требования к участникам закупки о наличии права на осуществление охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587;
2.2. части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 года N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов"), в части неприменения положений типового контракта на оказание услуг по охране, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01.06.2020 года N 149;
2.3. нарушение части 2 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации закрытого электронного аукциона N "..." дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 1 июня 2022 г. N 017/06/93-13/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2022