Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии очно и посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МКУ департамент развития экономического потенциала территории муниципального заказа администрации г. Симферополя Республики Крым (далее - Заказчик) - Диндал А.В. (по доверенности);
- ООО "Дочерняя компания "Мегатрейд-ЮГ" (далее - Заявитель) - Сергеева Е.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Масло сливочное" (извещение N 0875300029422000160) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик и Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы: "В соответствии с п. 24. Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки.
Согласно пп "в" п. 28 Постановления N2604 документом "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе": устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом показатель "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" подразумевает не просто наличие ранее исполненных контрактов, а наличие тех контрактов, которые непосредственно связаны с проводимой закупкой.
Подход, при котором в рамках закупки масла сливочного опыт участника подтверждается договорами на поставку любых продуктов питания, считаем неправомерным, нарушающим права производителя молочной продукции ООО "ДК Мегатрейд-юг" учитывая следующее.
Понятие продукты питания является обширным, объединяет продукты, относящиеся к различным категориям, обладающими индивидуально-определенными свойствами, не являющихся сопоставимыми, имеющими очевидные и существенные различия в предъявляемых к ней требованиях, хранению, транспортировке и т.д.
При этом в случае принятия к оценке договоров на поставку любой пищевой продукции при закупке, масла сливочного для нужд детских садов, создается возможность подтверждения опыта участника предоставлением договоров на поставку, например, алкогольной продукции или продуктов питания, запрещенных в питании детей санитарными нормами. Также и опыт поставки молочной продукции (в т.ч. масла сливочного), которая требует соблюдения строгих температурных условий, предполагает зачастую ежедневную поставку, регистрацию поставщика в системе "Меркурий" и др. имеет очевидные отличия от опыта поставки, например, консервов, макарон, овощей при которой такие требования не предъявляются.
В результате, наибольшее количество баллов по неценовому критерию может получить участник, вообще не имеющий успешного опыта поставки товара (молочной продукции), связанного с предметом закупки, что не направлено на выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того, установленный порядок оценки создает неравные условия для участников закупок.
В соответствии с п.7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Разные продукты питания: молочная продукция, мясная продукция и др. составляют разные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность разные участники: изготовители продукции, поставщики.
При размещении закупки заказчик наделен правом самостоятельного определения критериев оценки заявок, однако такие критерии не должны входить в противоречие с общими принципами Закона 44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в закупке, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
В соответствии со ст. 8 Закона 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Установленный же порядок оценки заявок в рамках закупки сливочного масла ставит в преимущественное положение поставщиков-посредников (приобретающих большое количество наименований несопоставимой пищевой продукции: овощи, консервы, продукция с заменителями молочного жира, газированные напитки, сухие пищевые концентраты, в том числе быстрого приготовления, алкоголь и др.) перед заводами-изготовителями, поставщиками, осуществляющими деятельность в рамках определенного товарного рынка (молочной продукции).
Кроме того, по итогам мониторинга результатов закупок пищевой продукции заказчиками Республики Крым установлено, что такой порядок оценки приводит ограничению конкуренции и заключению контрактов по необоснованно высоким ценам, что не соответствует установленному ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принципу эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с письмом ФАС России N ПИ/42522/22 от 27.04.2022, по вопросу осуществления закупок мясной и молочной продукции в части подтверждения у участников закупок опыта поставки, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, ФАС России обращает внимание, при установлении в извещении о закупке, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", устанавливается предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно возражениям Уполномоченного органа: "Подпунктом "в" пункта 28 Положения об оценке установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе в их взаимосвязи с нормами Положения об оценке определение количества показателей, их содержания, наполняемости, значимости каждого показателя, в соответствии с которой будет осуществляться оценка, а также перечень документов, предоставляемых в составе заявки, является правом муниципального заказчика, которое реализуется им исходя из соответствующих потребностей. При этом такое право муниципальным заказчиком должно реализовываться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для вышеуказанных процедур в качестве договоров сопоставимого характера муниципальным заказчиком указаны договоры, предметом которых является поставка продуктов питания.
Предметом рассматриваемых закупок является поставка масла сливочного. При оценке по нестоимостным критериям к учету принимаются отзывы по контрактам (договорам), предметом которых является поставка продуктов питания. Масло сливочное является продуктом питания.
Заказчик самостоятельно определяет критерии оценки для выявления лучшего исполнения контракта, заключаемого по результатам проводимой процедуры.
Таким образом, порядок оценки, применяемый в вышеуказанных процедурах муниципальными заказчиками, отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В части доводов, указанных жалобе, о том, что установленный в извещениях порядок оценки заявок возможно ставит в преимущественное положение поставщиков - посредников перед заводами - изготовителями, сообщаем следующее.
При проведении вышеуказанных процедур использовались критерии оценки заявок абсолютно идентичные критериям, установленным в документах, прилагаемым к извещениям NN 0875300029422000160, 0875300029422000159, в том числе и предметы договоров сопоставимого характера, прилагаемые в качестве подтверждения опыта участника закупки - "Поставка продуктов питания".
При этом Заявителем за все время не подавалось ни одного запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, не подавалось жалоб в антимонопольный орган на, возможно, несоответствие положений извещения действующему законодательству Российской Федерации, или, возможно, неправомерные действия Комиссии при рассмотрении и оценке заявок, чем Заявитель фактически неоднократно выразил своё согласие с содержанием положений извещений о закупках, в которых принимал участие, а также с процедурой оценки Комиссией представленных участниками закупок заявок.
Согласно части 5 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки".
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 приложения к извещению о закупке - "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе" установлено, что в соответствии с пунктом 33 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" требуется наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
а) исполненный договор;
б) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
В силу подпункта "в" пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с установленными Критериями оценки заявок:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
55 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
100 |
В соответствии с разделом III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа":
"1) Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю - Поставка продуктов питания"_"
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 20.05.2022 N0875300029422000159 предметом закупки является поставка масла сливочного.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты (пищевая продукция, продовольственные товары, продукты питания) (далее - пищевые продукты) - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье.
Классификация пищевых продуктов иерархическим методом и методом последовательного кодирования представлена в 10 коде "Продукты пищевые" "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Предметом рассматриваемой Закупки является поставка масла сливочного, которое представлено в 10 коде ОКПД.. При оценке по нестоимостным критериям к учету принимаются отзывы по контрактам (договорам), предметом которых является поставка продуктов питания. Масло сливочное является продуктом питания.
Заказчик самостоятельно определяет критерии оценки для выявления лучшего исполнения данного контракта.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1085 не установлен перечень документов или объем информации, используемый при оценке заявки участника по показателю "Деловая репутация участников закупки", следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов или объем информации, используемых при оценке заявки участника по показателю "Деловая репутация участников закупки".
Таким образом, установленный по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в качестве показателя оценки "наличие опыта по поставке продуктов питания" в рассматриваемом случае является правомерным,
Учитывая изложенное, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 июня 2022 г. N 082/06/106-703/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022