Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым
"Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Волынец Р.А. (по доверенности);
- ООО "Эндо-мед" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Расходные материалы для реанимации (лот 2)" (извещение N0375200049022000212) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу пункту 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5 и 6 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчик вправе указать дополнительную информацию в документации в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком по позиции 18 описание объекта закупки установлены характеристики к материалам изготовления корпуса порт-систем, а именно: "корпус полисульфон или поликсиметилен, внутренняя камера полностью титановая".
32.50.13.190-00006878 |
Порт инфузионный / инъекционный, имплантируемый |
Стерильное, имплантируемое на короткий или длительный срок, металлическое или пластиковое устройство с мембраной, соединенное с катетером, используется для введения лекарственных средств или других жидкостей в различные участки организма или сосуды. Устройство имплантируют подкожно, доставку лекарств и жидкостей осуществляют с помощью медицинского нагнетательного насоса (для лекарственных средств/жидкостей) или болюсной инъекции. Это устройство одноразового использования. Характеристики: Порт-система совместима со всеми химиопрепаратами. Для соединения порта и катетера. 11. Катетер должен быть выполнен из полиуретана. Размер катетера должен быть не менее 8 Fr и не более 8,5 Fr Длина катетера должна быть не менее 750 мм и не более 800 мм. Материал более устойчив к разрывам и перегибам. Подходит при процедурах Рентген и МРТ. Для выделения вены в случае использования методики венесекции. |
шт |
10 |
|
|
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан использовать описания объекта закупки согласно КТРУ. В случае, если описание не по КТРУ, Заказчик обязан обосновать необходимость всех требуемых в закупке характеристик.
Согласно письму Росздравнадзора РФ N 09П-53414 от 02 декабря 2021 г. материал порт-снстемы не влечет никаких дополнительных функциональных возможностей для пользователя, т.е. не влияет на потребительские (эксплуатационные) характеристики. Таким образом, требование заказчиком определенного материала порта не является корректным.
ФАС России в письме N ПИ/39795/22 от 20.04.2022 г. относительно установления требований к конкретным материалам изготовления порт-систем указало, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно устанавливает описание объекта закупки в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
По мнению ФАС России, материал порта катетера не является дополнительной функциональной характеристикой, влияющей на потребительские (эксплуатационные) свойства имплантируемых порт-систем, в связи с чем ФАС России поддерживает позицию, изложенную в письме Росздравнадзора от 02.12.2021 N 09П-53414".
Заказчик не представил документально обоснованных доводов о необходимости установления вышеуказанных требований. Извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно второму доводу жалобы заказчиком нарушено Постановление Правительства N102. Заявитель указывает, что "..- позиции 1 - 3 ТЗ относятся к 1 перечню (инструмент зондирующий). Согласно действующего ГОСТ 25725-89, инструмент, зондирующий - медицинский инструмент в виде трубки из металла или полимерного материала для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации. Описание товаров полностью соответствует данному определению.
- позиция 4 ТЗ не относится ни к 1 ни к 2 перечню и должна закупаться отдельно
- позиция 5 ТЗ относится к 1 перечню (инструмент зондирующий). Согласно действующего ГОСТ 25725-89, инструмент зондирующий - медицинский инструмент в виде трубки из металла или полимерного материала для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации. Описание товара полностью соответствует данному определению;
- позиции 6 - 10 ТЗ не относятся ни к 1 ни к 2 перечню и должны закупаться отдельно
- позиции 11 - 16 ТЗ относятся к 1 перечню (инструмент, зондирующий). Согласно действующего ГОСТ 25725-89, инструмент, зондирующий - медицинский инструмент в виде трубки из металла или полимерного материала для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации. Описание товаров полностью соответствует данному определению;
- позиции 17 - 21 ТЗ не относятся ни к 1 ни к 2 перечню и должны закупаться отдельно".
Предметом электронного аукциона является расходные материалы для реанимации (лот 2).
В извещении о проведении закупки содержится описание объекта закупки, перечень закупаемого товара, которым присвоен код КТРУ, а также установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
При этом, заказчиком по вышеуказанным позициям применены коды позиции ОКПД2 32.50.13.110 - Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них; код ОКПД2 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки и др.
В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения могут быть установлены подзаконными нормативными актами.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, в Постановлении Правительства N 102 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Кроме того, согласно Письму Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389 Постановление Правительства N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне.
Таким образом, для установления применения положений Постановления Правительства N102 необходимо, чтобы приобретаемое медицинское изделие соответствовало одновременно двум условиям, указанным в перечне:
1) коду в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
2) наименованию вида медицинских изделий.
Исходя из содержания перечня Постановления Правительства N102 указанный Заказчиком код ОКПД2 - 32.50.13.110 - Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.
Как установлено, по позициям N1-5, 11-17 наименованиями вида медицинских изделий "Зонд", "Катетер аспирационный трахеальный", "Адаптер к флакону для переливания в стерильных условиях" не соответствует коду ОКПД2 32.50.13.110 - Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.
Закупаемый заказчиком товар является другим видом медицинского изделия, нежели указанный в Постановлении Правительства N102.
Таким образом, Постановление Правительства N102 необходимо применять только при совпадении кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в соответствующем перечне.
Проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что формирование технической части извещения о проведении закупки в электронной форме обусловлены потребностью Заказчика и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, с учетом того, что действие нормативно-правового акта (Постановления N620) в соответствии с которым установлены ограничения по включению в один лот медицинских изделий различных видов в настоящее время приостановлено.
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей при оказании гражданам медицинской помощи, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83- 21466/2017. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно третьему доводу по позиции 21 Технического задания Заказчик установлен конкретный товарный знак "Силкоспрей".
Согласно Описанию объекта закупки по позиции 21 Технического задания Заказчиком установлено:
21 |
32.50.13.190 |
Силкоспрей |
Универсальный аэрозоль из 100% медицинского силикона. Представляет собой прозрачную жидкость. Состоит из диметилполисилоксана и пропеллента. Используется для профилактики и предотвращения возможного сращения медицинских инструментов из каучука, латекса и пластиков со слизистой оболочкой, для смазки эластичных медицинских материалов. Упаковка - металлический флакон высотой не более 25 см. Объем 500 мл./300 г. |
шт |
14 |
|
|
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении закупки не содержит условие о возможности использования эквивалентного товара. Таким образом, Заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлены параметры эквивалентности.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 4 февраля 2022 г. N 082/06/106-728/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2022