Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Эльф-комп" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку портативной ПЭВМ (тип 1) (Ноутбук); ПЭВМ настольная/моноблок (тип 1) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100082722000094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 16.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 290 500 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 18809010830292019211;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 24.05.2022;
8) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
9) победителем Аукциона признано ООО "Инди-Т" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 2 255 475 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 N ИЭА1 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона по следующим основаниям: "несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Причина несоответствия: - запускать одну и более копий в физической среде и четыре и более копии в виртуальных операционных средах на одном персональном компьютере".
В соответствии с пунктом 1 описания объекта закупки извещения о проведении Аукциона Заказчиком к товару "ПЭМВ настольная/моноблок (тип 1)" установлено, в том числе требование о наличии предустановленной операционной системы с возможностью запускать не менее одной копии в физической среде и не менее четырех копий в виртуальных операционных средах на одном персональном компьютере.
Кроме того, пунктом 2 описания объекта закупки извещения о проведении Аукциона Заказчиком к товару "Портативная ПЭВМ (тип 1) (Ноутбук)" установлено аналогичное требование.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, в случае если в описании объекта закупки заказчик установил требуемые показатели характеристик с таким словом (знаком и символом, наличие которых в отношении показателей товара не допускается в составе первой части заявки на участие в торгах) как "не менее", то участник закупки в составе первой части заявки на участие в определении поставщика должен представить только индивидуально определенные (без множества значений показателя) показатели характеристик, предлагаемых к поставке (использованию) товаров (без использования вышеуказанных слов).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе к товару ""ПЭМВ настольная/моноблок (тип 1)" указано, в том числе наличие предустановленной операционной системы с возможностью запускать одну и более копий в физической среде и четыре и более копий в виртуальных операционных средах на одном персональном компьютере; к товару "Портативная ПЭВМ (тип 1) (Ноутбук)" указано, в том числе наличие предустановленной операционной системы с возможностью запускать одну и более копии в физической среде и четыре и более копий в виртуальных операционных средах на одном персональном компьютере, что не соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона.
Таким образом, изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товаров "ПЭВМ настольная/моноблок (тип 1)" (далее - Товар N 1), характеристики которого предусмотрены позицией Каталога 26.20.15.000-00000032; "Портативная ПЭВМ (тип 1) (Ноутбук)" (далее - Товар N 2), характеристики которого предусмотрены позицией Каталога 26.20.11.110-00000001.
Применение позиций Каталога для Товара N 1 обязательно с 12.01.2022 (в редакции от 13.12.2021), для Товара N 2 обязательно с 16.05.2022 (в редакции от 18.04.2022).
Соответствующей позицией Каталога для Товара N 1 предусмотрены в том числе показатели " 240 Гигабайт",
480 Гигабайт" характеристики товара "Объем накопителя SSD", показатели "
23 Дюйма", "
27 Дюйма", "
32 Дюйма" характеристики товара "Размер диагонали".
Кроме того, соответствующей позицией Каталога для Товара N 2 предусмотрены в том числе показатели " 24 Ватт-час", "
30 Ватт-час" характеристики товара "Емкость батареи".
Вместе с тем в соответствии с пунктами 1, 2 описания объекта закупки извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлены дополнительные характеристики для Товара N 1, в том числе: "Объем накопителя SSD - 256 Гигабайт", "Диагональ экрана -
23,8 Дюйма", для товара N 2 "Емкость батареи -
38 Ватт-час", не предусмотренные соответствующими позициями Каталога.
При этом возможность изменения заказчиком содержащихся в позиции Каталога характеристик и их значений Правилами использования Каталога не предусмотрена.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего характеристики поставляемого товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются, в том числе обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона все расчеты по государственному контракту подлежат казначейскому сопровождению.
В соответствии с пунктом 3 Правил казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральный казначейством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2024 "О правилах казначейского сопровождения", операции с целевыми средствами участника казначейского сопровождения осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на казначейском счете, предусмотренном подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и отражаются на аналитических разделах, открываемых в территориальном органе Федерального казначейства по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору), на лицевом счете участника казначейского сопровождения, определенном пунктом 7.1 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5.2 государственного контракта извещения о проведении Аукциона оплата поставленного товара в целом, либо отдельных этапов его поставки, в случаях если это предусмотрено извещением об осуществлении закупки, государственным контрактом и приложениями к нему производится после передачи поставщиком и приёмки заказчиком товара, либо отдельных этапов его поставки, оформленных актом приемки и соответствующими документами. Счета поставщика оплачиваются в срок не превышающий 10 рабочих дней с момента подписания акта приемки в целом, либо отдельных этапов его поставки путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эльф-комп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 01.06.2022 по делу N 28/06/105-1651/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2022 г. N 28/06/105-1651/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022