На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Бриллер" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ГУСКК" (далее - Заказчик), ГКУ КК "ДГЗ" (далее - Уполномоченный орган), комиссии по осуществлению закупок ГКУ "ГУСКК" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Ейский групповой водопровод. Водовод МВ-2 от ВНС 3 подъема до РЧВ г. Ейск" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0818500000822002665) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии по осуществлению закупок:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки;
2) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект государственного контракта;
3) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не принято решение о признании победителя закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 31.05.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.06.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 267 283 273,20 руб.;
4) источник финансирования - средства краевого бюджета,КБК - 82405020650298000414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.05.2022;
6) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 16.05.2022;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признано ООО "Прогрессор" с предложением о цене контракта в размере 3 120 255 525,87 руб.;
9) между Заказчиком и ООО "Прогрессор" заключен государственный контракт от 29.05.2022 N 822002665-ЭА (реестровая запись в ЕИС - 2231006869022000037) по цене в размере 3 120 255 525,87 руб.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку неправомерно объединены в один лот подрядные и иные работы, функционально и технологически не связанные с объектом закупки, что приводит к ограничению количества возможных участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что в составе проектной документации Заказчиком, Уполномоченным органом согласно локально сметным расчетам определены следующие работы: валка деревьев, разделка древесины, вспашка земель, посев, культивация и рекультивация земель, укладка стальных труб и трубопроводов, устройство бетонных водопроводных колодцев и иные работы, которые функционально и технологически не связанны с объектом закупки, что приводит к ограничению количества возможных участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанные работы определены проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертизв", и обусловлены технологической последовательностью выполнения работ на объекте, направленными на достижение единой цели.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в проектной документации неправомерно содержатся указания на технологические условия в отношении товара, используемого при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Пунктом 7 описания объекта закупки Извещения установлено, что при выполнении работ допускается возможность использования эквивалентного товара в случае, если проектной и (или) сметной документацией указаны товары, обозначенные товарным знаком с обеспечением достижения необходимых характеристик.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что в проектной документации неправомерно содержатся указания о необходимости использования "трубы стальной электросварной прямошовной 820х12 мм 17ГIC К52 ТУ14-156-110-2019", поскольку, по мнению Заявителя, указанный товар производит единственная компания-производитель - ПАО "Трубная металлургическая компания".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с положениями ГрК РФ строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. При этом включение в описание объекта закупки технических условий в отношении товара, используемого при выполнении работ, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом размещена в ЕИС проектная документация не в полном объеме.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС пояснительная записка к сметной документации.
Комиссией установлено, что проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме в соответствии с составом проектной документации.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении и в проекте государственного контракта установлены противоречивые сроки окончания выполнения работ.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Извещением установлен следующий срок окончания выполнения отдельных этапов государственного контракта - с даты заключения государственного контракта по 18.12.2023.
При этом приложением N 3 к государственному контракту "График выполнения строительно-монтажных работ" установлен следующий этап работ "Расчистка площадей от деревьев", который содержит следующий срок окончания выполнения работ - 19.12.2023.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в процессе формирования проекта государственного контракта допущена техническая ошибка, которая устранена путем заключения дополнительного соглашения от 29.05.2022 N 1.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего противоречивые сроки окончания выполнения работ в Извещении и в проекте государственного контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект государственного контракта, поскольку в проекте государственного контракта установлено условие об обязанности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару.
При этом пунктом 14.8.1 государственного контракта установлено следующее: "Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в проекте государственного контракта условие об обязанности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе не соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект государственного контракта, поскольку в проекте государственного контракта не установлен перечень условий по казначейскому сопровождению средств по государственному контракту.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2024 "О правилах казначейского сопровождения" (далее - Постановление N 2024), утверждены правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством (далее - Правила).
Подпунктом "а" пункта 1 Правил устанавливается порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бк РФ), средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 Бк РФ, на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 220.2 Бк РФ, и иных средств, определенных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 242.26 Бк РФ, получаемых (полученных) участниками казначейского сопровождения на основании содержащих условия, соответствующие положениям, установленным пунктом 2 статьи 242.23 Бк РФ государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Так, согласно пункту 2 статьи 242.23 Бк РФ государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), должны содержать в том числе следующие положения:
1) об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством;
2) о представлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 статьи 242.23 Бк РФ;
3) об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 статьи 242.23 Бк РФ, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бк РФ. Порядок формирования указанного идентификатора устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;
4) о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации;
5) о формировании в установленных Правительством Российской Федерации случаях информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором (соглашением), в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
6) о соблюдении запретов, установленных пунктом 3 статьи 242.23 Бк РФ;
7) о соблюдении в установленных Правительством Российской Федерации случаях положений, предусмотренных статьей 242.24 Бк РФ.
Согласно пункту 15 проекта государственного контракта расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с Постановлением N 2024, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов".
Вместе с тем Комиссией установлено, что перечень условий по казначейскому сопровождению средств по государственному контракту, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.23 Бк РФ, в проекте государственного контракта не установлен.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект государственного контракта, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено условие об обязанности направления Заказчиком в уполномоченные органы документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с ГрК РФ для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 ГрК РФ, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с ГрК РФ для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что проект государственного контракта не содержит положений, установленных частью 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанный порядок действий Заказчика предусмотрен ГрК РФ и Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность включения в проект государственного контракта указанных положений.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект государственного контракта, поскольку в проекте государственного контракта не установлен порядок начисления штрафов подрядчику в отношении этапов государственного контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила определения размера штрафа) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В соответствии с пунктом 3 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил определения размера штрафа):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В соответствии с приложением N 3 к государственному контракту "График выполнения строительно-монтажных работ" предусмотрено 75 этапов выполнения работ.
Так, например, согласно приложению к Извещению "Общие сроки выполнения работ и отдельные этапы исполнения контракта" стоимость 1 этапа составляет 74 071,20 руб.
При этом пунктом 10.3 проекта государственного контракта установлено следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, взыскивается штраф в размере 0,25% от цены Контракта (этапа), определенном согласно Постановлению N 1042:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в проекте государственного контракта не содержатся положения по начислению размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в отношении этапов, в случаях предусмотренных подпунктами "а" - "е" пункта 3 Правил определения размера штрафа.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не принято решение о признании победителя закупки уклонившимся от заключения государственного контракта, поскольку победителем закупки в качестве обеспечения исполнения государственного контракта представлена независимая гарантия от 26.05.2022 N Е-012/ГР-2022/1 (далее - Независимая гарантия), которая не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Независимая гарантия победителя закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в Независимую гарантию не включено условие, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 Независимой гарантии гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования, в случае несоответствия требования либо приложенных к нему документов условиям гарантии либо получения их гарантом по окончании срока действия гарантии.
Пунктом 12 Независимой гарантии установлено, что в случае неисполнения гарантом в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней обязательств по выплате бенефициару суммы гарантии по его требованию, направленному до окончания срока действия гарантии, при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, бенефициар вправе в бесспорном порядке списывать денежные средства в размере, предусмотренным настоящей гарантией, со счета гарантии, указанном в настоящей гарантии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что пунктами 9, 12 Независимой гарантии предусмотрено право Заказчика в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 34, части 8 статьи 34, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен контракт.
3. Передать материалы от 02.06.2022 по делу N 22/44/99/165 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 июня 2022 г. N 22/44/99/165
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022