Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева" (далее - Заказчик) (далее - Обращение) в соответствии с правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Наименование закупки |
Поставка вертикально-фрезерных обрабатывающих центров и самоходного коленчатого подъемника с выполнением сопутствующих работ для нужд "ПО "Полет" - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" |
|||
Способ закупки |
Электронный аукцион (далее - Аукцион) |
Номер извещения |
2073400001222000013 |
|
Дата размещения извещения |
04.05.2022 |
Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) |
907 766 833,94 |
|
Дата окончания срока подачи заявок |
23.05.2022 |
Количество заявок, поданных на участие в Аукционе |
1 |
|
Дата рассмотрения заявок |
25.05.2022 |
Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение) |
1 |
|
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ООО "Современные Литейные Технологии", (ИНН: 7717736446) |
|||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (рублей) |
907 766 833,94 |
Заказчик обратился за согласованием возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 11 Правил контрольный орган в сфере закупок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем (далее - Перечень), а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с абзацем вторым пункта "а" части 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается: в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Заказчиком в соответствии с порядком выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, утвержденного Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка вертикально-фрезерных обрабатывающих центров и самоходного коленчатого подъемника.
Так, в Перечень включены товары с ОКПД2 29.10.59.270 "Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами", а также с ОКПД2 28.41.12.130 "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки".
В соответствии с Извещением закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Пунктом 21 Извещения установлено следующее: "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со ст. 14 Федерального закона - Не установлено: - на основании п.п. а п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Из материалов Обращения следует, что Заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минопромторг России) направлены заявки о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 07.12.2020 N 616А/3098/2020 (далее - Заявка N 1), от 07.12.2020 N 616А/3097/2020 (далее - Заявка N 2), от 25.08.2020 N 616А/1037/2020 (далее - Заявка N 3), в ответ на которые получены разрешения от Минпромторга России от 15.01.2021 N 1212/05, от 21.01.2021 N 3116/05, от 16.10.2021 N 77324/07.
Так, например, в Заявках NN 1,2 для товара "Вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ" указаны характеристики:
- "обрабатывающие материалы - стали, алюминиевые сплавы";
- "форма заготовки - поковка, штамповка, литье, прокат".
При этом согласно описанию объекта закупки NN 1, 2 Извещения в отношении данного товара установлены следующие характеристики:
- "обрабатываемые материалы - различная сталь, в том числе термообработанная, титановые и алюминиевые сплавы";
- "форма заготовки: крупногабаритные корпусные детали сложной пространственной формы".
Кроме того, в Заявке N 3 для товара "Самоходный коленчатый гидроподъемник" указаны характеристики:
- "размеры: длина (мм) - 5640.00";
- "размеры: ширина (мм) - 1200.00".
При этом согласно описанию объекта закупки N 3 Извещения в отношении данного товара установлены следующие характеристики:
- "размеры: длина (мм) - не более 6000";
- "размеры: ширина (мм) - не более 2000".
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в описании объекта закупки NN 1, 2, 3 Извещения установлены характеристики для товаров "Вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ", "Самоходный коленчатый гидроподъёмник", отличные от характеристик товаров "Вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ", "5-осевой обрабатывающий центр с системой управления", "Самоходный коленчатый гидроподъемник", указанных в Заявках NN 1, 2, 3, на основании которых Минпромторгом России выданы разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 15.01.2021 N 1212/05, от 21.01.2021 N 3116/05, от 16.10.2021 N 77324/07, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также установлены случаи, при которых указанный запрет не устанавливается.
Кроме того, Постановлением N 1236 установлен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что в соответствии с описанием объекта закупки Извещения в комплект поставляемых товаров входит программное обеспечение.
Так, например, согласно подразделу "Системе управления" раздела 1 "Технологические требования" описания объекта закупки N 1 Извещения установлено следующее: "Система ЧПУ должна поддерживать как G-программирование, так и быстрое программирование циклических алгоритмов. Циклы нарезания резьбы без компенсирующего патрона. Программирование, ориентированное на применение на месте обработки. Система ЧПУ должна поддерживать интерфейс диалогового программирования".
При этом Комиссией установлено, что в Извещении отсутствует запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренный Постановлением N 1236, либо обоснование невозможности использования такого запрета.
Таким образом. Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 N ИЭА1 заявка участника закупки с идентификационным N 156 (далее - ООО "Современные Литейные Технологии") признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Современные Литейные Технологии" в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлена, в том числе копия контракта б/д N 0466100003218000011-01 (далее - Контракт) на сумму 217 181 249,67 руб.
При этом, исходя из представленного комплекта документов, Комиссией установлено, что ООО "Современные Литейные Технологии" не представлен акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, подтверждающий цену поставленных товаров и выполненных работ, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления N 2571.
Учитывая изложенное, действия комиссии по осуществлению закупок АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), принявшей решение о соответствии заявки ООО "Современные Литейные Технологии" требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем пунктом 15 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева" в согласовании заключения государственного контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 2073400001222000013 с единственным поставщиком - ООО "Современные Литейные Технологии".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1 статьи 31, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.06.2022 по делу N 22/44/93/113ГОЗ соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июня 2022 г. N 22/44/93/113ГОЗ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022