Резолютивная часть решения оглашена 03 июня 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов комиссии:.,
рассмотрение жалобы (после перерыва) осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический онкологический диспансер" -. (по доверенности),
представители ООО "ЭНДО-МЕД" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены,
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены;
рассмотрев жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Порт/катетер сосудистый) (номер извещения N 0853500000322003993),
УСТАНОВИЛА:
27.05.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭНДО-МЕД" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Порт/катетер сосудистый) (номер извещения N 0853500000322003993) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки), заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
1) к позициям 1 - 3 Технического задания Заказчиком незаконно установлены требования к материалам изготовления корпуса порт-систем, а именно: "Корпус из эпоксидной смолы, полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые, силиконовая мембрана", следовательно, Заказчиком нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку данные характеристики не являются ни техническими, ни функциональными, ни эксплуатационными. Заявитель указал, что на основании письма Росздравнадзора РФ N 09П-53414 от 02 декабря 2021 года материал порт-системы не влечет никаких дополнительных функциональных возможностей для пользователя, то есть не влияет на потребительские (эксплуатационные) характеристики. В связи с вышеизложенным, заявитель требует удалить из позиции 1 Технического задания требование к конкретным материалам корпуса порт-системы, поскольку на основании вышеуказанного письма Росздравнадзора РФ, материал не имеет никакой роли при лечении пациентов;
2) Заказчиком в техническом задании в пунктах 1 - 3 установлены излишние требования:
Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной, мм |
Не более 140 |
Оптимальная длина для безопасного введения в вену |
Присутствующий на рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
20.05.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку медицинских изделий (Порт/катетер сосудистый) (номер извещения N 0853500000322003993).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 670 550,00 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок обеспечиваются формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145 установлено, что формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил формирования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в частности информацию, содержащую описание товара, работы, услуги) с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Материалами дела подтверждено следующее.
Объектом закупки являются медицинские изделия (Порт/катетер сосудистый).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000322003993, Заказчиком при осуществлении закупки использованы следующие коды позиции КТРУ:
Порт/катетер сосудистый |
32.50.13.110-00005602 |
Порт/катетер сосудистый |
32.50.13.110-00003232 |
Порт/катетер сосудистый |
32.50.13.110-00005607 |
Из жалобы следует, что заявитель обжалует следующие дополнительные характеристики порт-системы: Материалы имплантируемого изделия, контактирующие с тканями человека: Корпус из эпоксидной смолы, полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые, силиконовая мембрана.
Обоснование данной дополнительной характеристики, не входящей в КТРУ, изложено в Техническом задании, а именно: "Комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы. Указание материалов требуется для обеспечения безопасного использования и информирования пациента на предмет возможных аллергических реакций".
Согласно пояснениям Заказчика, обязательные характеристики были применены в каждой позиции КТРУ, также была предоставлена дополнительная информация в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145, т.к. Заказчик вправе включать дополнительную информацию, которая не предусмотрена позицией, при этом он обязан обосновать необходимость использования такой информации. В Техническом задании аукционной документации есть отдельный пункт "Обоснование характеристик". Заказчик установил требования в отношении материала порт-системы, как и в случае с любым другим имплантируемым в организм человека на длительный срок изделиям в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, опираясь на свой опыт использования и руководствуясь требованиями к осуществлению лечебного процесса, целью которого является получение максимального результата при лечении пациентов с онкологическими заболеваниями.
Установление дополнительных требований к товару вызвано объективными потребностями заказчика, обусловлено опытом использования таких изделий, спецификой лечебного процесса, используемыми технологиями в лечебном учреждении и о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе не свидетельствуют.
При этом из пояснений заказчика следует, что комбинация материала, указанная им в описании объекта закупки, имеется у следующих производителей: БАРД (титан/полиоксиметилен - DelrinR), PFM Medical (титан/полиоксиметилен), Vygon (титан/поликсиметилен), BBraunMedical (титан/полисульфон), Mederen (титан или полиоксиметилен).
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020 г., механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в действиях заказчика не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе.
Довод жалобы не обоснован.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании в пунктах 1 - 3 установлены излишние требования:
Расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной, мм |
Не более 140 |
Оптимальная длина для безопасного введения в вену |
Обоснование данной дополнительной характеристики, не входящей в КТРУ, изложено в Техническом задании, а именно: "для формирования порт-системы, для соединения порта и катетера, для доступа к вене, способствует оптимальному использованию и безопасному введению интродьюсера, для безопасного заведения проводника и определения глубины введения проводника, для формирования подкожного туннеля, оптимальная длина для безопасного введения в вену, для выделения вены в случае использования методики венесекции для промывания порта в процессе имплантации".
Согласно пояснениям Заказчика, расщепляемый интродьюсер с сосудистым дилататором - это единое вспомогательное устройство для установки катетера в сосудистое русло (собраны вместе), т. е. дилататор вставлен в расщепляемый интродьюсер как "ножны в чехол". Сосудистый дилататор расширяет чрескожный прокол, заводится в сосудистое русло затем удаляется, а расщепляемый интродьюсер остается в венозном русле и по нему заводится катетер в сосуд, далее интродьюсер расщепляется на две части и утилизируется, а катетер остается в вене. На этом этапе установки длина расщепляемого интродьюсера имеет значение, т. к. слишком длинный интродьюсер может травмировать сосудистую стенку, а слишком короткий "выйти" из сосудистого русла, что приведет к неэффективности и повторной манипуляции, а следовательно, повышению риска инфекции сосудистого русла. Кроме того, например, в позиции 3 описаны технические характеристики для порт-системы, предназначенной для пациентов детского возраста и истощенных пациентов, для которых длина интродьюсера более 140 мм может быть критична и не позволит провести манипуляцию атравматично.
Комиссия Оренбургского УФАС России считает, что обоснование необходимости использования дополнительной информации в том виде, в котором оно приведено в описании объекта закупки не противоречит нормам Федерального закона о контрактной системе, а также Правил использования КТРУ.
Что касается установления заказчиком дополнительной характеристики "расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм", Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что заявитель не представил доказательств того, что содержащееся требование к товару создало одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Установление дополнительного требования к товару (длине) вызвано объективными потребностями заказчика, обусловлено опытом использования таких изделий, спецификой лечебного процесса, используемыми технологиями в лечебном учреждении и о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе не свидетельствуют.
Положения Федерального закона контрактной системе не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам, соответственно заказчик не обязан устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Более того, исходя из пояснений заказчика, следует, что как минимум изделия двух производителей имеют расщепляемый интродьюсер с дилататором длиной не более 140 мм.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, в связи с чем, признает данный довод жалобы необоснованным.
Из смысла указанных норм следует, что, если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком указаны необходимые ему функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений и документов, установление определенных требований к товарам по позициям N 1- N 3 обусловлено потребностями заказчика, в частности для введения противоопухолевых препаратов и проведения сопроводительного лечения онкологическим больным.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, Заявитель жалобы не представил.
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах
Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России считает доводы Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.
Кроме того, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Порт/катетер сосудистый) (номер извещения N 0853500000322003993) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 июня 2022 г. N 056/06/33-414/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022