Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствии представителя Индивидуального предпринимателя Ивановой Елены Валерьевны (далее - ИП Иванова Е.В.), в присутствии представителя заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N25" города Курска (далее - МБОУ "Гимназия N25" города Курска) <_> (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6262946370, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N2008 от 01.06.2022 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - МБОУ "Гимназия N25" города Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ИП Ивановой Е.В. (адрес: 306050, Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, ул. Советская, д. 51; ИНН: 460700526334), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 31.05.2022 г. (вх. N2570) поступило обращение заказчика - МБОУ "Гимназия N25" города Курска о включении информации в отношении ИП Ивановой Е.В. (адрес: 306050, Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, ул. Советская, д. 51; ИНН: 460700526334) в РНП в связи с уклонением ИП Ивановой Е.В. от заключения контракта по предмету: "Оказание услуги по организации питания обучающихся" (закупка N0744200000222000717).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
02.03.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0744200000222000717 для нужд заказчика по предмету: "Оказание услуги по организации питания обучающихся", проект контракта, ИКЗ: 223462903019846320100100080015629244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 090 451 руб. 60 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2022 NИЭОК1, победителем закупки была признана ИП Иванова Е.В. (идентификационный номер заявки 1).
В силу ч.4 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию и документы, предусмотренные п.1 ч.2 ст.51 44-ФЗ.
Согласно ч.3 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ "О контрактной системе..." исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 4 ст. 96 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно официального сайта ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2022 NИЭОК1, размещен заказчиком 21.03.2022 г.
В силу п.1 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" регламентированный срок для размещения заказчиком проекта контракта - 23.03.2022 г. (включительно). Как подтверждается материалами дела, заказчиком на официальном сайте ЕИС проект контракта без своей подписи размещен в установленный срок - 22.03.2022 г.
Регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя закупки в силу п.1 ч. 3 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" - до 29 марта 2022 г. (включительно).
Согласно ч. 2 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 6 ст. 37 ФЗ "О контрактной системе_", обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола
30.03.2022 г. Заказчиком был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен на официальном сайте ЕИС 31.03.2022 г.
ИП Иванова Е.В. явку не обеспечила, представителя для участия в заседании Комиссии не направила, ходатайств не заявляла, документов, подтверждающих обстоятельства, послуживших причиной невозможности подписания контракта, в материалы дела не представила.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП Иванова Е.В. является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - малое предприятие.
Согласно сведениям ЕИС заказчиком 11.04.2022 заключён контракт со вторым участником.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_" информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной
Частью 1 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_" определено требование к содержанию заявки на участие в закупке для участия в конкурентном способе.
Согласно ч. 2 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе_", заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
При размещении извещения об осуществлении закупки N0744200000222000717, размещен в числе прочих электронный документ - "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению".
При этом, как подтверждается материалами дела, фактически требования к составу заявки в извещении об осуществлении закупки N0744200000222000717 не определены так, как это предусмотрено ч. 2 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе_". В наименовании документа указано, что есть требования к составу, а фактически состав заявки не определен ( не определено из скольких частей должна состоять заявка, какие сведения и документы в какой части заявки необходимо заполнить и или представить участнику закупки)
Таким образом, заказчиком нарушены требования ч.3 ст.7, ч. 2 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе_" при формировании извещения.
2. Как было установлено Комиссией ранее, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены надлежащим образом требования к составу 1, 2, 3 частей заявки.
Заказчиком, уполномоченным учреждением в пп. б п. 4.1.2. "Требований к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки установлено: "Заявка должна содержать следующие информацию и документы: Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира".
При том, что в силу ч. 2 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе_" информация о стране происхождения должна быть указана участником закупки в первой части заявки на участие в закупке при соблюдении условий п.2 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_".
Как следует из ЕИС заказчиком, конкурсной комиссией первые части заявок на участие в закупке не рассматривались, заказчиком не формировался протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Поскольку заказчик, уполномоченное учреждение требование к составу заявки не установили, то участник в любой части заявки согласно извещению N0744200000222000717 мог указать сведения о стране происхождения.
Оператором электронной площадки в материалы дела представлены 2 заявки участников закупки, из которых следует, что в поле "страна происхождения" у обоих участников указан прочерк и ни один из участников закупки не выполнил требования об указании страны происхождения, как то требовалось пп. "б" п. 4.1.2. "Требований к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки."
При таких обстоятельствах, заявки ИП Ивановой Е.В. и второго участника не соответствовали требованиям извещения.
Таким образом, согласно ч. 5 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе_" заявки участников закупки с идентификационными номерами 1, 2 подлежали отклонению, вследствие чего ИП Иванова Е.В. не могла быть определена победителем.
В силу ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе_", служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действительно недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Пунктом 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, заказчик - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N25" города Курска нарушил требования ч.3 ст.7, ч. 2 ст. 48 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", конкурсная комиссия уполномоченного учреждения нарушила требования п. 1 ч. 5 ст. 48 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с тем, что нарушения выявлены после заключения контракта со вторым участником, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдавать.
При таких обстоятельствах, выявленные в действиях заказчика нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, являются основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в силу подпункта "а" п. 15 Правил.
Учитывая положения подпункта "а" п. 15 Правил, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, информация в отношении ИП Ивановой Е.В. не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, материалов, имеющихся в настоящем деле, сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать заказчику - Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Гимназия N25" города Курска во включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Ивановой Елены Валерьевны (адрес: 306050, Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, ул. Советская, д. 51; ИНН: 460700526334) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Передать материалы дела N07-06-39-2022 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 6 июня 2022 г. N РНП-46-643
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022