Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: М.А. Жилякова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/31-689/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100034522000026 "Оказание услуг по содержанию в чистоте помещений и территории мест пересечения границы Донецк-Краснодарский, Верхний Швырев-Верхняя Герасимовка, Нижняя Ореховка-Поповка, Нижний Швырев-Краснодарский, Донецк (Северный) для нужд Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителей Заказчика (Черкасова О.В., Миляковой Н.Н.) в отсутствие представителей Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения извещения о проведении закупки.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых признал доводы жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100034522000026:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 6024852.46 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 26.05.2022 года в 07 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в извещении о проведении закупки дополнительных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
В силу части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Закона).
Согласно ч.4 ст.31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 36 Приложения к Постановлению N 2571, по наименованию закупаемых работ "Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий" предусмотрено дополнительное требование:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пп. "а" п.3 Постановления N2571 установлено, что:
а) положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6024852.46 руб.
Однако, в извещении о проведении закупки Заказчиком не установлены, предусмотренные пунктом 36 дополнительные требования по Постановлению N 2571.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.4 ст.31 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в Информационном письме Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком требований к участникам закупки с нарушением положений ч.6 ст.31 Закона.
Согласно ч.6 ст.31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении закупки Заказчик установил требование к участникам закупки:
- Участник закупки предоставляет лицензию дающую право на осуществление услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации и по акарицидной обработке ли копию договора со специализированной организацией (и копию лицензии данной организации), имеющей лицензию дающую право на осуществление услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации и по акарицидной обработке.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе следующее: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
При этом, в силу п.4 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с требованиями извещения, закупаемые услуги по качеству должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, гигиеническим нормативам и иным нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. В составе закупаемых услуг должны быть обязательно бактерицидная обработка, дезинфекция. По мнению Заказчика, услуги по дезинфектологии подлежат лицензированию.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках настоящей закупки Заказчиком закупаются услуги по уборке помещений и прилегающих территорий. Оказание услуг по дезинфекции является одним из этапов уборки. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность на которые выдается лицензия. В данном перечне отсутствуют услуги по дезинфектологии.
Следовательно, у Заказчика отсутствовали основания требовать от участников закупки названную лицензию. Таким образом, устанавливая в извещении требование о наличии лицензии на осуществление работ (услуг) по дезинфектологии, Заказчик нарушил ч.6 ст.31 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.4, 6 ст.31 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии М.А. Жилякова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 1 июня 2022 г. N ________/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022