Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
членов комиссии:
,
рассмотрев информацию (вх.N3784 от 25.05.2022), направленную в Томское УФАС России Администрацией Колпашевского городского поселения Томской области (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" (ИНН 7007006734) (далее - Общество, ООО "Сапфир", Исполнитель) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), без участия Заказчика представившего ходатайство о рассмотрение дела без его участия, при участии посредством ВКС представителя Общества - Кириллова В.С. (доверенность от 30.05.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
30.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение об электронном аукционе "Услуги по транспортному обслуживанию населения (оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом) в границах муниципального образования "Колпашевское городское поселение" (извещение N 0165300003422000028) с начальной (максимальной) ценой 28 152,00 руб.
19.04.2022 Заказчик и Общество заключили муниципальный Контракт N 140 (далее - Контракт).
Цена контракта: 28 011,24 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьи 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 настоящего контракта Исполнитель обязуется лично оказать услуги по организации "транспортного обслуживания населения (оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом) в границах муниципального образования "Колпашевское городское поселение" в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с разделом 4 настоящего Контракта.
В соответствии пунктами 3.1,.3.2. Сроки оказания услуг определены сторонами:
Начало - с даты заключения муниципального контракта при отсутствии опасных для плавания судов явлений, при наличии разрешения на движение по участкам, выход судов из пунктов, оформленного инженером-диспетчером контрольного пункта, находящегося в зоне территориальной ответственности ближайшего района водных путей и судоходства (РВПиС).
Окончание - 15.12.2022, либо при наличии опасных для плавания судов явлений, и запрета на выход судов (по ледовым условиям плавания для судов класса #4 Р1,2(лед10)), оформленного инженером-диспетчером контрольного пункта, находящегося в зоне территориальной ответственности ближайшего района водных путей и судоходства (РВПиС) в зависимости от того, что ранее наступит.
В случае если срок окончания услуг наступит по причине наличия опасных
для плавания судов явлений, и запрета на выход судов (по ледовым условиям плавания для судов класса > Р1,2(лед10)), оформленного инженером-диспетчером контрольного пункта, находящегося в зоне территориальной ответственности ближайшего района водных путей и судоходства (РВПиС), обязательства Исполнителя по оказанию услуги по организации транспортного обслуживания населения (оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом) в границах муниципального образования "Колпашевское городское поселение" считаются полностью исполненными, и подлежащими оплате полностью в соответствии с разделом 4 настоящего контракта.
В соответствие с Техническим заданием:
Место оказания услуг: Участки водных путей бассейна р. Обь, между автомобильными дорогами, в границах муниципального образования "Колпашевского городского поселения".
Согласно пункту 3.4. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до 31 декабря 2022 года.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствие с пунктом 2.1.5 Контракта Исполнитель обязан обеспечить соответствие применяемых для перевозки речных судов требованиям технического задания.
26.04.2022 - Исполнитель представил Заказчику документы во исполнение обязанности пункта 2.1.5 Контракта.
При ознакомление с документами Заказчиком было установлено, что представленные документы Исполнителем не соответствуют требованиям технического задания и Контракта.
В силу пункта 9.6 Контракта - Заказчик в праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа.
29.04.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
29.04.2022 - Заказчик направил решение об одностороннем исполнение контракта Обществу по электронной почте и заказным письмом с уведомлением о вручении, разместил решение в ЕИС.
Согласно пункту "в" частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Информации о получение заказного письма Обществом отсутствует.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата вступления Решения в законную силу и, следовательно, дата расторжения Контракта 10.05.2022.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было установлен выше, 19.04.2022 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт на оказание услуги по транспортному обслуживанию населения (оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом) в границах муниципального образования "Колпашевское городское поселение.
Общество на заседании комиссии пояснило:
Для перевозки применяются речные суда (самоходные паромы, несамоходные паромы в составе с буксирами-толкачами) имеющие действующие свидетельства Российского Речного Регистра (О классификации, Пассажирское, Об управлении безопасностью), действующие санитарные свидетельства, отвечающие следующим требованиям:
1. годные к перевозке пассажиров в количестве не менее 90 человек;
2. оборудованные отапливаемыми помещениями для пассажиров с посадочными местами, имеющими санузел и системы освещения.
Исполнитель письмом от 26.04.2022 N 20 предоставил Заказчику копии документов на используемые при оказании услуг речные суда, а также уведомил Заказчика о режиме движения судов: отправка судом по маршруту будет осуществляться каждые 1,5 часа с одновременным отходом двух составов для исполнения ТЗ по пассажир перевозке в количестве 90 человек.
ООО "САПФИР" письмом от 29.04.2022 N 23 уведомил Заказчика о начале оказания услуг с 01.05.2022.
Письмом от 29.04.2022 N 25 у Заказчика запрошены договора аренды земельных участков под причалы в соответствии с условиями Контракта.
29.04.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В ответ на полученное Решение, Исполнитель письмом от 05.05.2022 N 26, уведомил Заказчика о несогласии с принятым Решением в силу следующего:
1. Согласно ТЗ По маршруту "НГСС - Озёрное" перевозки должны выполнятся с 05 часов 00 минут до 23 часов 00 минут. Суда должны отправляться на встречу друг другу с интервалом не более чем через три часа (далее - режим движения), т.е. 180 человек в 3 часа, ООО "САПФИР" осуществляет круговые рейсы с интервалов 1,5 часа, при полной загрузке, круговой рейс осуществляется с интервалом каждые 0,45 часа, пятью теплоходами, т.е. максимально количество перевезенных пассажиров увеличивается и составляет 260 человек в 3 часа, что соответствует требованиям Контракта.
2. Санузел имеется на каждом теплоходе, что соответствует Постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 N 1637 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта".
3. Касательно теплохода "Поток", предполагаемого для оказания услуг в осенне-зимний период (ноябрь-декабрь 2022 года), проведена замена корпуса и в настоящий момент идет согласование класса судна, не уступающего по классу Р1,2 (лед 20), согласно классификации судов РРР.
В связи с отсутствием ответа от Заказчика на письмо N 26, Исполнитель письмом от 11.05.2022 N 28 повторно уведомил Администрацию о несогласии с принятым Решением и готовностью оказывать услуги по Контракту в полном объеме.
Администрация письмом то 17.05.2022 N 1947/22, отказалась отменять принятое Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по причине несоответствия представленных судов, требованиям Контракта.
ООО "САПФИР" письмом от 23.05.2022 N 29 повторно направило возражения на Решение Заказчика, поскольку Контракт (Техническое Задание) не содержит требования о перевозке не менее 90 пассажиров каждым судном за один рейс, то же относится и к санузлу, в ТЗ содержится требование - наличие санузла.
В подтверждение указанных доводов Общество предоставило письма (имеются в материалах дела).
Комиссия полагает, что Обществом предпринимались меры по исполнению контракта, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту, в частности: Общество в срок предоставило документы на используемые при оказание услуг речные суда Заказчику, уведомило Заказчика о том, что отправка судов будет осуществляться каждые 1,5 часа с одновременным отходом двух составов, в период расторжения Контракта и после расторжения Контракта Общество исполняет обязанности, предусмотренные Контрактом.
Таким образом, вышеуказанные действия ООО "САПФИР" свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу о возможности не включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков об Обществе с ограниченной ответственность "САПФИР" (ИНН 7007006734)
Комиссия, руководствуясь статьями 702,708,715,766 Гражданского Кодекса РФ, статьями 95, 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "САПФИР" (адрес: 636460, Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, ул. Обская, д. 88, ИНН 7007006734, лицо, исполняющее функцию единоличного исполнительного органа Макеев Александр Борисович - генеральный директор ИНН 700700654086) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 31 мая 2022 г. N РНП-70-69-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022