Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
членов комиссии:
,
рассмотрев информацию (вх.N3761 от 25.05.2022), направленную в Томское УФАС России Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Томский техникум социальных технологий" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью охранное агентство "Пересвет" (ИНН 2462041823) (далее - Общество, Исполнитель) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии представителей Заказчика - Охотниковой В.Ю.(доверенность N3 от 30.05.2022) и Ковалева И.С. (доверенность N4 от 30.05.2022), посредством ВКС представителя Общества - Махорина С.В. (доверенность N31 от 22.01.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
28.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе "Оказание охранных услуг" (извещение N 0865200000321002951) с начальной (максимальной) ценой 1 762 560,00 руб.
21.02.2022 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N Ф.2022.2951 (далее - Контракт).
Цена контракта: 1 436 486,40 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьи 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 настоящего контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии пункта 1.2 контракта, пунктом 4.6 Технического задания:
Сроки оказания услуг: с "01" марта 2022 г. по "31" декабря 2022 г.,
Начало оказания услуг: 00:00 часов местного времени 01.03.2022.
Окончание оказания услуг: 23:59 часов местного времени 31.12.2022.
Согласно пунктам 1.4 Контракта:
Место оказания услуг: 634062, г. Томск, ул. Ивана Черных, 101/1, 634009, г. Томск, ул. Войкова, 86 (далее - Объект).
Согласно пункту 10.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до 31 декабря 2022 года. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
По состоянию на 30.03.2022 Исполнитель обязательства по Контракту исполняет ненадлежащим образом.
В силу пункта 10.4 Контракта - Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской федерации и положениями частями 8-25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
31.03.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
31.03.2022 - Заказчик направил решение об одностороннем исполнение контракта Обществу по электронной почте разместил решение в ЕИС.
01.04.2022 - Заказчик направил заказным письмом с уведомлением о вручении решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Обществу.
Согласно пункту "в" частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Информации о получение заказного письма Обществом отсутствует.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Дата надлежащего уведомления по истечению пятнадцатидневного срока со дня размещения решение об одностороннем отказе в ЕИС, т.е 18.04.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата вступления Решения в законную силу и, следовательно, дата расторжения Контракта 29.04.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было установлен выше, 21.02.2022 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт на оказание охранных услуг.
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком и Обществом из ходя предоставленных документов следует:
Заказчиком установлен случай ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.
21.03.2022 - Заказчик в адрес Общества направил претензию (от 21.03.2022 г. N 182) о том, что 20.03.2022 г. в 23 час. 45 мин. сотрудник охраны Веткеев Е.В. самовольно покинул пост по охране здания учебного корпуса, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Войкова, д. 86, оставив дверь запасного выхода открытой, объект оставался без охраны более 7,5 часов.
22.03.2022 - Общество направило письмо (исх.N267 от 22.03.2022) Заказчику о том, что Исполнителем были приняты меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений, указанных в претензии.
29.03.2022 - Заказчик направил в адрес Общества претензию (от 29.03.2022 г. N 207) о том, что 25.03.2022 г. в 22 час. 10 мин. сотрудник охраны Раткин В.М. на посту охраны в здании общежития техникума, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, д. 10/1, в нарушение п. 2.2.5 должностной инструкции выпустил из общежития пять несовершеннолетних обучающихся, которые, не уведомив дежурного по общежитию, беспрепятственно вышли через открытые входные двери. 29.03.2022 в 07 часов 30 минут, у сотрудника ООО ОА "Пересвет" Ракитина В.М. закончилась рабочая смена, не дождавшись сменяющего его охранника и не передав ему дежурство покинул свой пост охраны - здания общежития техникума.
31.03.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с оставления объектов без охраны на длительное время.
Общество пояснило, что по заявленным нарушением Исполнителя была проведена служебная проверка, по результатом которой, установлено, что основной причиной произошедшего явилась личная недисциплинированность постовых сотрудников охраны, за факты нарушения сотрудники привлечены к строгой дисциплинарной ответственности и депремированы.
Со всеми сотрудниками охраны проведена дополнительная разъяснительная работа о недопустимости такого поведения и инструктажи по вопросам усиления бдительности во время несения службы, с особым обращением внимания на обеспечение антитеррористической защищённости охраняемого объекта, безусловного соблюдения требований должностной инструкции, инструкции об организации внутриобъектового и пропускного режима.
22.04.2022 - Исполнитель нарочно вручил возражения на решение об одностороннем расторжении Заказчика, в котором пояснил, что все нарушения устранены на момент принятия решения Заказчиком.
27.04.2022 - в адрес Общества поступило письмо от Заказчика о том, что он отказывается отменять свое решение и требует освободить помещения образовательного учреждения.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу, что существенных оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не выявлено. Факт направления Обществу претензии не является доказательством систематического нарушения Исполнителем условий Контракта, все нарушения Исполнителем были своевременно устранены, также решения Заказчика было принято без соблюдения необходимого срока ответа на претензию (от 29.03.2022 г. N 207) - 10 дней, определенного в пункте 8.2 Контракта.
Комиссия полагает, что Обществом предпринимались меры по исполнению контракта, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту, в частности: нарушения, выявленные Заказчиком устранялись в кратчайший срок, в период расторжения Контракта Общество продолжало исполнять обязательна по Контракту.
В подтверждение указанных доводов Общество и Заказчик предоставили письма (имеются в материалах дела).
Таким образом, вышеуказанные действия ООО ОА "Пересвет" свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Обществе с ограниченной ответственность ОА "Пересвет" (ИНН 2462041823) в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 702,708,715,766 Гражданского Кодекса РФ, статьями 95, 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью ОА "Пересвет" (адрес: 660135, г. Красноярск, ул. Молокова, д. 64, пом. 266, оф. 3, ИНН 2462041823, лицо, исполняющее функцию единоличного исполнительного органа Косенков Илья Петрович- директор ИНН 246102806553) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 1 июня 2022 г. N РНП-70-68-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022