Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):;
ООО "ГАЗПРОЕКТСТРОЙ" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14011-ЭП/22 от 26.05.2022) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытых конкурсов в электронной форме на Лот N 20: Выполнение проектных и изыскательских работ на текущий ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Ремонт водопропускных труб на км 42+694, км 44+709 автомобильной дороги А-118 Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, Ленинградская область (устройство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод); (извещение N 0372100009922000021) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.04.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372100009922000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 964 380,00 рублей.
В жалобе ООО "ГАЗПРОЕКТСТРОЙ" указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерной оценке его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "Приложение 4 к извещению_ОЦЕНКА ЗАЯВОК ЛОТ 20.xlsx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "2.1.Качественные характеристики объекта закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
Характеристика N 1 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту):
2.Раздел "Инженерно-геологические изыскания" содержит описание в соответствии с требованиями: ГОСТ 33179-2014 (в части требований к составу, последовательности выполнения работ); ГОСТ 32868-2014 (в части требований к методам контроля качества); ГОСТ 21.301-2014 (в части требования к графической части технического отчета);Задания (Приложение N 1 к проекту государственного контракта), в том числе пунктов 10.1, 15.7. Представлен пример оформления отчетной документации (включая графическую часть технического отчета).
5.Раздел "Предпроектное обследование" содержит описание в соответствии с требованиями: |
20 |
2.1.1.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 1) настоящего приложения - 100 баллов 2.1.1.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 1) настоящего приложения - 0 баллов. |
Характеристика N 2 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
5 |
2.1.2.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 2) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.2.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 2) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 3 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
10 |
2.1.1.3 При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 3) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.2.3. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 3) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 4 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
10 |
2.1.4.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 4) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.4.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 4) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 5 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци: |
5 |
2.1.5.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 5) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.5.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 5) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Характеристика N 6 Описание выполняемых работ с учетом требований следующей технической документаци (применительно к проектируемому объекту): |
10 |
2.1.6.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 6) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.6.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 6) настоящего приложения - 0 баллов. |
Характеристика N 7 |
5 |
2.1.7.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 7) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.7.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 7) настоящего приложения - 0 баллов. |
Характеристика N 8 |
15 |
2.1.8.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 8) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.8.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 8) настоящего приложения - 0 баллов. |
Характеристика N 9
2.Раздел "Конкурсная документация для проведения закупки" содержит описание в соответствии с требованиями: |
10 |
2.1.9.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 9) настоящего приложения - 100 баллов 2.1.9.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 9) настоящего приложения - 0 баллов. |
Характеристика N 10 |
10 |
2.1.10.1. При наличии описания выполняемых работ с учетом требований технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 10) настоящего приложения - 100 баллов
2.1.10.2. При отсутствии описания предложения о качестве выполняемых работ, либо описании предложения, не соответствующем требованиям технической документации, указанной в столбце 6 (Характеристика N 10) настоящего приложения - 0 баллов.
|
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". |
Величина значимости Критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлена 30% (коэффициент значимости критерия - 0,3). В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качественные характеристики объекта закупки" (величина значимости показателя: 100% (коэффициент значимости критерия - 1,0)). В рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" оценивается описание участником открытого конкурса в электронной форме выполняемых работ. Отсутствие документов, подтверждающих "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям Закона. Участнику конкурса, не представившему указанные документы, баллы по заявке не присваиваются |
Комиссией УФАС установлено, что вышеуказанный порядок оценки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" имеет указание, согласно которому Заказчиком по ряду характеристик оценивается примеры оформления отчетной документации (включая графическую часть технического отчета).
Вместе с тем, Заказчиком не детализирован вид, объем и содержание примеров отчетной документации необходимых к предоставлению участниками.
Таким образом, Комиссией УФАС, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика, не установившего в извещении надлежащий порядок оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", выявлено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
Протокол от 19.05.2022 NПРОI1 рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме размещен в единой информационной системе 24.05.2022 в 14 часов 35 минут и содержит результаты оценки заявок по установленному в извещении показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Из анализа заявки Заявителя следует, что им в рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", к примеру, по характеристике N10 указано, что отчётная документация (включая графическую часть технического отчета) будет оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 21.301-2014.
Вышеуказанный стандарт устанавливает общие требования к содержанию и оформлению технических отчетов по результатам инженерных изысканий всех видов, а также содержит примеры тех или иных разделов отчетной документации.
При этом, данные сведения не оценивалось конкурсной комиссией Заказчика, так как, по их мнению, участником не представлены примеры соответствующих графических материалов.
Исходя из изложенного, выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе повлекло к неправомерному применяю порядка оценки представленных сведений в составе заявки Заявителя по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
Согласно ч.1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
В срок, предусмотренный пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе (27.05.2022) Заказчиком в единой информационной системе без своей подписи был размещен проект государственного контракта.
При этом, размещенный проект контракта не содержал информацию, предусмотренную пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении процедуры подготовки контракта для его направления на подписание победителю закупки.
Выявленные в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем повторного рассмотрения первых частей заявок участников.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ГАЗПРОЕКТСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42, пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2021 г. N 44-1600/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022