Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14039/22 от 26.05.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку светильников (извещение N 0372100021321000031),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку светильников (извещение N 0372100021321000031) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 65 473 014,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.11.2021 N 0372100021321000031-3 победителем Аукциона признано ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" заключен государственный контракт N 03721000213210000310001 от 10.12.2021 на сумму 384 268,20 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался поставить светильники (далее - Товар) .
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.05.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что согласно условиям Контракта, Поставщик обязался поставить Товар надлежащего качества в ассортименте и количестве согласно Спецификации (Приложение 1 к Контракту) и сдать данный Товар по акту сдачи-приемки Товара уполномоченному представителю Заказчика (п. 2.1.2), доставить Товар в упаковке, своим транспортом и за свой счет, произвести разгрузку, а также представить все необходимые документы, относящиеся к Товару (п. 2.1.3).
В соответствии с п. 6.2. Контракта срок поставки Товара в течение 30 дней с момента заключения Контракта, т.е. срок поставки Товара не позднее 11.01.2022. В указанный срок Товар не был поставлен.
Исх. N 915 от 04.04.2022 Поставщику было направлено требование об уплате штрафа за неисполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом (далее - Требование) и о поставке Товара не позднее 15.04.2022.
Письмом вх. N 768 от 07.04.2022 поступил ответ от Поставщика о том, что в связи с ситуацией, сложившейся из-за введенных экономических санкций, приостановлены поставки комплектующих зарубежных производителей. ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" обязуется осуществить поставку Товара в срок до 30.04.2022 (включительно) и оплатить все штрафные санкции.
12.04.2022 по платежному поручению N 16 Поставщик оплатил начисленный штраф в размере 3 842,68 рублей, однако Товар на склад Заказчика так и не поставлен.
В соответствии с п. 2 ст. 457 ГК РФ и в связи с нарушением срока поставки Товара Заказчик утрачивает интерес к данному Контракту.
На основании п. п. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.2. Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, 13.05.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по адресу электронной почты Участника, а также по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ".
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.05.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.05.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" пояснил следующее:
Поставщик был намерен надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту. Однако своевременное его исполнение, являлось априори невозможным, по причинам, не Зависящим от Поставщика.
Невозможность (принципиальная) своевременно поставить товар, возникла не по вине Поставщика, а в результате действий обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению обязательств, о чем Заказчику было известно, и именно эти обстоятельства спровоцировали невозможность своевременной поставки товара и исполнение Поставщиком иных обязательств.
По условиям контракта Поставщик обязуется поставить товар течение 30 дней с момента заключения Контракта.
Параметры поставляемого товара определены в Приложении N 1 к Контракту ("Спецификация Товара").
Характеристики Товара
Один регулируемый светодиодный светильник включает:
1.1. Пять отдельных спектров: УФ-А (365 нм), синий (450 нм), нейтральный белый (температура цвета 4000 К, Ra 80), красный (660 нм), дальний красный (730 нм).
1.2. Диммирование по мощности от 0 до 100% каждого из пяти спектров с возможностью интеграции в систему автоматического управления.
1.3. Мощность спектров при высоте подвеса 40 см, мкмоль/м2/с:
УФ-А (365 нм) - 30,
синий (450 нм) - 200,
нейтральный белый (температура цвета 4000 К, Ra 80) - 300,
красный (660 нм) - 200,
дальний красный (730 нм) - 30.
1.4. Размеры освещаемой площади, мм: 3000*750
1.5. Равномерность освещения площади, т.е. разница мощности между центром и краем: 35%.
1.6. Степень защиты: IP54.
1.7. Способ крепления: стяжки.
1.8. Производитель светодиодов: Samsung, Refond, Philips.
1.9. Производитель источника питания: Meanwell.
1.10. Степень защиты источника питания: IP67.
1.11. Комплект проводов с разъемами для быстрого подключения.
Из указанного выше очевидно, что если "формально" придерживаться требований к товару, приведенных в спецификации, то Поставщик может поставить товар, который соответствует требованиям контракта, но не соответствует потребностям Заказчика, что не может быть классифицировано как надлежащее исполнение контракта, как добросовестное и осмотрительное поведение Поставщика.
Поставщик в рабочем порядке обозначил Заказчику параметры (характеристики) товара, который как удовлетворяет условиям Контракта, так и должен соответствовать потребностям Заказчика, на согласование, в устном порядке. Данное согласование существенно затянулось, не по вине Поставщика, а также потребовало больше времени на изготовление товара.
Очевидно, что без получения положительного ответа от Заказчика (согласования Заказчиком параметров товара) Поставщик не имел возможности поставить товар.
В то же время Заказчик направил в адрес Поставщика письмо исх. N 915 от 04.04.2022, в котором требует оплатить штраф, в размере 3842,68 рублей и поставить товар в срок не позднее 15.04.2022.
Поставщик оплатил штраф, в размере 3842,68 рублей, и обозначил дату поставки товара, 30 апреля 2022 года, письмо Поставщика в адрес Заказчик, исх. N 768 от 07.04.2022 года.
Однако, возникли обстоятельства, которые нельзя было предвидеть, препятствующие поставке Поставщиком Товара.
Суть обстоятельств заключается в том, что для изготовления товара необходимо осуществление закупок комплектующих, в частности светодиодов, см. выше, выдержка из Спецификации товара.
1.8. Производитель светодиодов: Samsung, Refond, Philips.
Страны, производящие данные комплектующие, являются странами, присоединившимися к комплектам антироссийских санкций, что привело к прекращению (приостановке) поставки в Российскую Федерацию данных комплектующих.
Соответственно, у производителя товара не имелось возможности изготовить товар, дабы Поставщик его поставил Заказчику в срок до 30.04.2022.
Указанные выше обстоятельствами являются надлежащим основанием для пролонгации контракта, корректировки сроков поставки товара.
Позиция, изложенная Поставщиком, подтверждается содержанием письма Министерства Финансов РФ N 24-07-08/30988 от 11.04.2022 года.
Однако, указанное выше не было надлежащим образом учтено Заказчиком, который направил в адрес Поставщика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО " ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника при исполнении Контракта, в том числе документов, подтверждающих факт отсутствия возможности поставки Товара в установленный Контрактом срок.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" (614095, Пермский край, город Пермь, улица Танкистов, дом 25, кабинет 8,) ИНН: 5905997824, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Меньшиков Андрей Георгиевич, ИНН: 590771874234; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Климов Дмитрий Вячеславович, ИНН: 590808267905, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЭНЕРГОДИОДСИСТЕМ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.05.22 |
27.05.22 |
26.05.22 |
0 |
26.05.22 |
02.06.22 |
01.06.22 |
0 |
06.06.22 |
06.06.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2022 г. N РНП-78-638/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2022