Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
МА МО Волковское (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "ОРТУС" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14275/22 от 30.05.2022) на действия СПб МА МО Волковское (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг на организацию и проведение досуговых программ для жителей МО Волковское (извещение N 0172300011122000002) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 24.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300011122000002.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 860 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном описании объекта закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС ходатайствовал о признании жалобы необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В части довода Заявителя о неправомерной поставке товаров, представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Перечень поставляемых товаров определен Заказчиком в архиве Приложение N 1. Описание объекта закупки.rar (файл Приложение N 1. Описание объекта закупки.pdf).
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
При проведении оспариваемой закупки проектом контракта предусмотрено, что в соответствии с пунктом 3.1.1 проекта контракта Исполнитель формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (структурированный документ о приемке) и направляет Заказчику в единой информационной системе в сфере закупок. К сформированному документу о приемке прикладываются следующие документы:
- Счет на оплату;
- Счет-фактуру (в случае, если Исполнитель является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и не находится на упрощенной системе налогообложения);
- Товарно-транспортная накладная или Универсальный передаточный документ;
- Документы, передаваемые (при необходимости) с товарами, поставляемыми при оказании Услуг.
Также условиями проекта контракта предусматривается, что при оказании услуг поставляются товары, конкретные показатели должны соответствовать предложения участника закупки и установленным Заказчиком требованиям.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105-106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что товары являются исключительно используемыми.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Требование предоставления конкретных значений по показателям, которые определяются при наличии партии товара, нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 (ч. 3 ст. 43) Закона о контрактной системе.
Так же просьба обратить внимание, что устанавливая требования к значениям показателей:
Прочность при растяжении в поперечном направлении для мелованной бумаги афиши площадью 1 м2 должна быть от 3,0 кН/м.
Прочность при растяжении в продольном направлении для мелованной бумаги афиши площадью 1 м2 должна быть от 6,7 кН/м
Непрозрачность мелованной бумаги афиши площадью 1 м2 должна быть более 93 %
Толщина мелованной бумаги афиши площадью 1 м2 должна быть 102 мкм
Белизна бумаги афиши с ООВ по каждой стороне должна быть 98 %
Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данная позиция учитывается Комиссией УФАС.
Кроме того, Заявитель указывается на следящее относительно инструкции по заполнению заявок:
В описании товаров, поставляемых при выполнении работы (оказания услуги), Заказчик использует 18 типов показателей. Далее заказчик указывает в соответствии с каким из типов участник должен предоставить каждый показатель товара, т.е участнику нужно сопоставить номер товара, номер показателя и номер таблицы, чтобы определиться к какому именно типу показателя установлено требование значениям характеристик товара.
Далее по инструкции: В случае, если требование к значению показателя товара установлено Заказчиком без указания на соответствие товара в части данного показателя нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП, ОДН), указанной в Описании объекта закупки относительно этих товаров, то Участник закупки не должен использовать при заполнении заявки указания на максимальность и минимальность (слова, словосочетания, символы: "не превышает", "не больше", "не меньше", "не более", "не менее", "более", "менее", "св.", "от", "до", "не ниже", "не выше", ">", "<", "", "
"), относящиеся к данному значению показателя. За исключением случаев установления требований к значению показателя, которое не может изменяться. Заказчик в целях определения соответствия товаров, поставляемых для выполнения работы (оказания услуги), устанавливает требования к показателям товаров, поставляемых при выполнении работы (оказания услуги), содержащиеся в Таблицах 2.1 - 2.7 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
В случае, если требование к значению показателя товара установлено Заказчиком с указанием на соответствие товара в части данного показателя нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП, ОДН), указанной в Описании объекта закупки относительно этого товара, то Участник закупки должен указывать в заявке наименование показателя, указание на максимальность и/или минимальность (слова, словосочетания, символы: "не превышает", "не больше", "не меньше", "не более", "не менее", "более", "менее", "св.", "от", "до", "не ниже", "не выше", ">", "<", "", "
"), относящиеся к значению показателя (при их наличии в нормативно-технической документации); при этом Участник закупки, представляя сведения в отношении конкретного показателя товара, вправе изменить значение конкретного показателя только в отношении числовой части в пределах требований к значению показателя товара, установленных Заказчиком, и с учетом нормативно-технической документации, которой должен соответствовать показатель товара.
Так же в соответствии с инструкцией: Заказчик обращает внимание участников закупки, что при заполнении заявок участники закупки обязаны учитывать требования о соответствии предлагаемых участниками закупки конкретных показателей товаров требованиям, установленным Заказчиком в следующем объеме:
Показатель 5 товара по номеру позиции 14 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ Р 54868-2011; Показатель 10 товара по номеру позиции 14 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ Р 54868-2011; Показатель 1 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 2 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 3 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 4 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 6 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 8 товара по номеру позиции 14 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ Р 54868-2011; Показатель 2 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.3 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 3 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.3 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 4 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.3 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 3 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 2 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.3 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 1 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.4 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 2 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.4 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 1 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.7 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 7 товара по номеру позиции 14 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ Р 54868-2011; Показатель 1 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 2 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 3 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.3 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 4 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.3 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016;Показатель 3 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 4 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 5 товара по номеру позиции 8 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 1 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.4 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016; Показатель 3 товара по номеру позиции 14 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ Р 54868-2011; Показатель 12 товара по номеру позиции 14 согласно Таблице 2.2 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ Р 54868-2011; Показатель 5 товара по номеру позиции 1 согласно Таблице 2.6 Приложения N 1 к Описания объекта закупки должен соответствовать ГОСТ 21444-2016.
Т.е участнику закупки нужно сопоставить номер товара, номер показателя и номер таблицы и установлено ли в отношении данного показателя соответствие ГОСТ , чтобы определиться как именно нужно предоставить значение показателя, т.к для показателей для которых установлено о соответствии нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП, ОДН) и для показателей для которых НЕ установлено требование о соответствии нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП, ОДН) порядок предоставления конкретных показателей кардинально отличается.
Заказчик устанавливает требования, по сути, не к самому товару, а к материалу из которого изготовлен товар, а именно "бумага мелованная", также в отношении указанных показателей заказчик требует соответствие ГОСТ 21444-2016 "БУМАГА МЕЛОВАННАЯ", т.е заказчик еще раз косвенно подтверждает что требуется предоставить значения показателей в отношении материала из которого изготовлен товар, а не в отношении самого "товара"
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Целью отклонения заявки участника запроса котировок должно являться, прежде всего, несоответствие изложенного в ней предложения действительным потребностям Заказчика. Соответственно, описание объекта закупки, с учетом инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок, должно восприниматься именно с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика, а не с позиций его исключительно лингвистического толкования или формального заполнения показателей при соответствии их нормативно-технической документации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Выявленные в действиях Заказчика и его комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем пересмотра заявок на участие в запросе котировок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОРТУС" частично обоснованной.
2. Признать в Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения путем пересмотра заявок на участие в запросе котировок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
МА МО Волковское
ул. Стрельбищенская, 22,
Санкт-Петербург, 192102
тел.: 7-812-7661624
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: +7 (495) 542-40-20 (102)
ООО "ОРТУС"
пр. Маршала Блюхера, д. 42, лит. А, кв. 1,
Санкт-Петербург, 195067
тел.: +79110925808
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1624/22
03.06.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-1624/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - МА МО Волковское, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172300011122000002;
- внести изменения в извещение, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения 0172300011122000002 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172300011122000002 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28.07.2022.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2022 г. N 44-1624/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2022