Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Филиал ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик);
ПАО "Ростелеком" Межрегиональный филиал "СЕВЕРО-ЗАПАД" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14366-ЭП/22 от 31.05.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запросов котировок в электронной форме на оказание услуг по содержанию комплексной системы безопасности (КСБ) имущества воздушного, железнодорожного, морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ВПП Санкт-Петербург (Пулково), ЖДПП Санкт-Петербург Финляндский, МПП Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, расположенных в г. Санкт-Петербурге для нужд Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой (извещение номер 0872400000622000024) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 23.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872400000622000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 77 132 360,25 рублей.
В жалобе ПАО "Ростелеком" Межрегиональный филиал "СЕВЕРО-ЗАПАД" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя: в некорректно указанной информации в извещении об осуществлении закупки; в установлении требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе; в установлении ненадлежащих положений проекта контракта.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию: размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что оно содержит следующие условия:
11.3 |
Обеспечение гарантийных обязательств |
5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 3 856 618.01 рублей |
11.4 |
Размер обеспечения гарантийных обязательств |
Не требуется |
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего условие об обеспечении гарантийных обязательств с расхождением, не отвечает требованиям п. 17 ч. 1 ст. 42 и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
2. Относительно довода Заявителя, касающегося правомерности проведения Заказчиком запроса котировок, Комиссия УФАС поясняет следующее.
В силу ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок:
1) в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
2) независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
(пп. "а" в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом закупки является оказание услуг по содержанию комплексной системы безопасности (КСБ) имущества воздушного, железнодорожного, морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ВПП Санкт-Петербург (Пулково), ЖДПП Санкт-Петербург Финляндский, МПП Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, расположенных в г. Санкт-Петербурге для нужд Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой. Начальная (максимальная) цена контракта - 77 132 360,25 рублей.
Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 29.04.2022 N 1070-р "Об осуществлении в 2022 году закупок товаров, работ, услуг для оснащения, ремонта и содержания (эксплуатации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации путем проведения запроса котировок в электронной форме" установлено:
"В соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установить, что в 2022 году федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для оснащения, ремонта и содержания (эксплуатации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации по перечню согласно приложению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок."
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе в указанной части, а довод жалобы признается необоснованным.
3. В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Анализ извещение об осуществлении закупки показал, что Заказчик установил требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
"Исполнитель должен иметь лицензию ФСБ на проведение работ связанных с использованием сведений составляющих гостайну. Степень секретности разрешенных к использованию сведений "секретно".
1.1. Вместе с тем, согласно п. 1.13 Технического задания (Приложение N 1 к Государственному контракту) Участники размещения заказа обязаны иметь:
- действующую лицензию ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- действующую лицензию ФСБ на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны;
- действующую лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации);
- лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что при составлении извещения об осуществлении закупки исполнителем была допущена техническая ошибка.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика в указанной части не корреспондируются с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
4. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность доводов, не представил, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" Межрегиональный филиал "СЕВЕРО-ЗАПАД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Филиал ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Санкт-Петербурге
ул. Бассейная, д. 12, лит. А, пом. 37-Н,
Санкт-Петербург, 196070
тел.: 7-812-4381807-0210
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: +7 (495) 733-95-19
ПАО "Ростелеком" Межрегиональный филиал "СЕВЕРО-ЗАПАД"
Синопская наб., д. 14, лит. А,
Санкт-Петербург, 191167
тел.: +7 (812) 601-69-99
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1648/22
06.06.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1648/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Филиал ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Санкт-Петербурге - и его комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0872400000622000024;
- внести изменения в извещение о проведении запроса котировок, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок с номером извещения 0872400000622000024 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0872400000622000024 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, котировочной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 06.07.2022.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в запросе котировок в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в запросе котировок, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в запросе котировок.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2022 г. N 44-1648/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2022