Резолютивная часть объявлена 06.06.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 08.06.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.А. Федоровский - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград): И.Н. Беляковой (по доверенности); О.В. Савраевой (по доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Драгсервис", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 4300 от 31.05.2022) ООО "Драгсервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственных препаратов (извещение N 0335100015622000161) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 31.05.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, комиссия Заказчика допустила нарушение требований Закона о контрактной системе, так как приняла неправомерное решение об отклонении его заявки в связи с непредставлением копии регистрационного удостоверения.
Заказчиком следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик полагает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявки Заявителя отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
06.05.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 0335100015622000161 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 999 668,34 рублей.
Требования к извещению об осуществлении закупки определены в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения о содержании заявки на участие в закупке закреплены в статье 43 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе определения поставщика заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В подпункте 2 пункта 6 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" (Приложение к извещению об осуществлении закупки N 0335100015622000161) указано, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе:
в) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- копия действующего документа, подтверждающего факт государственной регистрации лекарственного препарата (Регистрационное удостоверение).
Ссылка на иные документы, подтверждающие обращение лекарственных средств на территории Российской Федерации, помимо регистрационного удостоверения, Заказчиком не указана.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 NИЭА1 членами комиссии Заказчика по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и приняты, в том числе, следующие решения:
- заявка с идентификационным номером N 111908548 (Заявитель) отклонена со следующим обоснованием: "Непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно:
1. Участником закупки в составе заявки не предоставлены документы в соответствии с требованиями пунктом 2 в части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: копия документа, подтверждающего факт государственной регистрации лекарственного препарата "Эноксапарин" (копия Регистрационного удостоверения) в позиции N2 документа "Заявка 0335100015622000161.docx", что соответствует позиции N2 "Технического задания".
Разрешение на временное обращение, в том числе ввоз в Российскую Федерацию, серии (партии) лекарственного препарата для медицинского применения _. N RU/2020/20-2-4158927-ВРО-ЛС от 15.12.2020, предоставленное Участником закупки в составе заявки НЕ ЯВЛЯЕТСЯ документом, установленным пунктом 2в части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку временный ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств на территорию Российской Федерации осуществляется ТОЛЬКО с целью применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов (согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 441)
либо с ЦЕЛЬЮ 1) проведения клинических исследований лекарственных препаратов, 2) проведения экспертизы лекарственных средств в целях регистрации и экспертизы лекарственных средств, предназначенных для обращения на общем рынке лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза и (или) Российской Федерации, осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств, или 3) оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией (согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 25 августа 2021 г. N 880н, Разъяснения Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2018 г.)
Таким образом, лекарственные препараты, ввезенные на территорию Российской Федерации на основании Разрешения на временное обращение, имеют ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ и не могут быть предложены к поставке в рамках смешанного лота в конкурентной закупке.
Более того, представленное Участником закупки Разрешение на временное обращение NRU/2020/20-2-4158927-ВРО-ЛС от 15.12.2020 имеет истекший срок действия до 31.12.2021 года и подлежит замене до 1 января 2022 г. в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2021 г. N 1961 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 441".
Комиссия изучив заявку с идентификационным номером N 111908548 (Заявитель) установила, что по позиции 2 "Технического задания" (Приложение к извещению об осуществлении закупки N 0335100015622000161) - "Эноксапарин натрия" Заявителем представлено "Разрешение на временное обращение, в том числе ввоз в Российскую Федерацию, серии (партии) лекарственного препарата для медицинского применения, который предназначен для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов N RU/2020/20-2-4158927-ВРО-ЛС от 15.20.2020 на "Эноксапарин натрия", действительное до 31.12.2021.
Проанализировав заявку Заявителя, выслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в период до 31 декабря 2020 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 441 утверждены особенности обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов (далее - Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 441).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 441 настоящий документ определяет условия обращения лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), которые предназначены для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации и для организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов (далее - чрезвычайная ситуация).
Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 441 при чрезвычайной ситуации Министерство выдает разрешение на временное обращение до 1 января 2023 г. серии (партии) лекарственного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации и разрешенного для медицинского применения на территории иностранных государств уполномоченными органами соответствующих иностранных государств (далее - разрешение на временное обращение).
Комиссия полагает, что положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 441 применяются к закупкам, проводимым в порядке статьи 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчик не является профильным учреждением, осуществляющим лечение пациентов от COVID-19 и не закупает лекарственные средства в рамках мероприятий по реализации мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, профилактике и снижению рисков распространения, а также лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Закупка лекарственного препарата с МНН "Эноксапарин натрия" осуществляется Заказчиком в рамках своей основной деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи пациентам преимущественно с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в плановом режиме, исходя из текущей потребности.
Комиссия отмечает, тот факт, что Заявитель запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не подавал.
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств в Российской Федерации лекарственный препарат, соответствующий МНН "Эноксапарин натрия" в инъекционной форме и дозировке "10000 анти-Ха МЕ/мл", зарегистрирован десятью владельцами (или держателями) регистрационных удостоверений лекарственных препаратов.
Соответственно, Заявитель не был лишен возможности предложить к поставке лекарственный препарат, зарегистрированный в государственном реестре лекарственных средств, с приложением регистрационного удостоверения, доказательства обратного не представлены.
В рассматриваемом случае извещением об осуществлении закупки установлено требование к документу, подтверждающему соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, комиссия по осуществлению закупок Заказчика, проверяя заявки участников закупки, правомерно отклонила заявку с идентификационным номером N 111908548 (Заявитель), в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением.
Таким образом, нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика при рассмотрении заявки Заявителя не установлено.
В связи с чем, доводы жалобы Заявителя, связанные с отклонением его заявки, являются необоснованными.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Драгсервис" необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: О.И. Филатов
А.А. Федоровский
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 июня 2022 г. N 039/06/49-483/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2022